Бизнес и финансы

Как лучше сохранить и приумножить Ваши капиталы

 

 


О СИСТЕМЕ ВЗГЛЯДОВ И ПОДХОДОВ К СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 

Перед руководством регионами стоит задача постепенного перехода от ежегодного прогнозирования к разработке среднесрочных и перспективных программ развития.

Среднесрочная программа социально-экономического развития Владимирской области у нас разработана, вы знаете, что она рождалась очень трудно. Но она есть и теперь ставится задача разработки стратегии развития области как составляющей части стратегии развития России. Ведь не секрет, что федеральное Правительство тоже ищет подходы к стратегическому планированию развития России. Не случайно, даются установки и прогнозные показатели по стране на период до 2015 года.

Каковы же наши требования к стратегии развития региона?
1.В качестве основы будущей стратегии должны стоять реальные задачи, реальные по возможностям их исполнения, а также одинаково понимаемые как разработчиками, так и исполнителями. В этом талант стратегов, талант разработчиков – сформулировать не просто реальные, но понимаемые сообществом цели и задачи стратегии.
2. Должны быть выработаны критерии и оценки показателей их эффективности, как на промежуточных этапах, так и на финальном этапе реализации стратегии. Есть разные подходы и варианты, в том числе и общепринятые показатели, связанные с ВВП. Мы должны определить единую точку отсчета и критерии оценки, чтобы четко отслеживать происходящие процессы.
3.Стратегические цели и задачи осуществляются не в вакууме, а в определенной среде, которая часто бывает враждебна. Стратегия развития должна это отражать в более полной мере, нежели представленная концепция. Здесь должны быть особо учтены следующие факторы.

Глобализация экономики и социальный фактор. Прежде всего, должны учитывать происходящие в мире и в России процессы глобализации экономики. Их влияние на регион может быть как позитивным, так и негативным, задача разработчиков стратегии попытаться определить степень этого влияния. Например, какое место в общественном сознании Владимирской области занимают процессы глобализации экономики, международного разделения труда, привлечения иностранных инвестиций? Сегодня настрой на иностранные инвестиции, например, в нашем сообществе крайне негативный, причем не только на уровне обывателей, но даже в СМИ.
Как привить общественному сознанию, что мы уже давно являемся частью международной экономики? Это ведь тоже стратегическая задача, которая определит решение многих других задач.

Национальный фактор. Необходимо четко видеть перспективы и место Владимирской области как не сырьевого региона в рамках национальной экономики, имеющей акцент на сырьевой фактор. К национальному фактору относится и влияние на развитие региона транснациональных корпораций.

Инноватика. К сожалению, у нас бытует упрощенный подход к этому понятию. Часто исследования являются лишь прикрытием для получения бюджетных средств, а результатом становится просто отчет. Речь же должна идти о получении конечного продукта в виде патента, изобретения, опытных образцов и т.д. Бюджет области предусматривает и будет предусматривать средства на эти цели, но при условии, что инновационные исследования соответствуют стратегическим целям и задачам региона.

Межрегиональный фактор. Влияние мегополиса.
Объективность такова, что Владимирская область находится в орбите такого крупнейшего мирового мегаполиса как Москва. Развитие Москвы идет по законам мегаполиса, хотим мы этого, или не хотим. Для Владимирской области важно, прежде всего, то обстоятельство, что из мегаполиса «выдавливается» производство. Оно выводится в другие региона, в первую очередь, в такие, как наш. То есть, мы должны быть готовы воспринимать Москву как мощнейший инвестиционный фонд. Готовы ли мы к этому? Что должны и что можем сделать? И вообще, мегаполис для области - это положительный фактор, или отрицательный? А может быть это как раз тот ресурс, который решит все наши проблемы? Ответы на эти вопросы тоже призвана дать стратегия, тем более что подобный опыт есть и в США, и в Европе.

Региональные аспекты. При разработке среднесрочной программы развития области исследовалась динамика составляющих ВВП и отраслей хозяйственного комплекса за последние 10 лет. Ведь не секрет, что почти три четверти промышленного производства у нас приходилось на так называемые депрессивные отрасли – легкая промышленность и в первую очередь текстиль, оборонный комплекс и т.д. По итогам обследования компании «Роумбергер» было четко сформулировано, что регион не имеет возможности для самостоятельного выживания. Вопреки этому Владимирская область сегодня по объемам производства превосходит Ивановскую и Костромскую области вместе взятые. Это итог структурных преобразований и исследований, которые проводились с участием многих присутствующих на конференции. На сегодняшний день в экономике Владимирской области идут параллельно два процесса: отмирание старой экономики и процесс создания нового производства. Эффективность новой экономики оценивается такими показателями, как выработка на одного занятого в год. В странах Запада для обеспечения конкурентоспособности она начинается с $30 000.

Нам надо попытаться в рамках разработки стратегии оценить возможные сдвиги в структуре ВНП, надо оценить динамику таких показателей, как фондоёмкость на 1 рубль ВНП. Например, многие рассматривают туризм как важную отрасль экономики Владимирской области. Но чтобы туризм таковым стал, он должен давать хотя бы 1% ВРП или 600 миллионов рублей. При фондоёмкости 2,5 руб. на 1 руб. ВРП получается, что надо затратить на инфраструктуру туризма не менее 1,5 млрд. рублей. И только тогда мы начнем эту отрасль замечать. То же самое о науке – если хотим от нее что-то получать, должны соответствующим образом и вкладывать.

Инфраструктура. Все знают, как и почему процветали города на Шелковом пути. Владимирская область тоже расположена достаточно удачно, через нее проходит важнейший транспортный коридор от Парижа до побережья Японского моря. Для примера: в Италии 1 км такой дороги только за счет придорожного сервиса дает доход около 1 млн. долларов. Но в любом случае, транспортный коридор – это место, где должны бурно развиваться перерабатывающие отрасли и транспортная инфраструктура. Кроме того, через область проходят: три железных дороги федерального значения; магистральная линия электропередачи, способная обеспечить электроэнергией любое энергоемкое производство; газовая магистраль и нефтепровод.

Кадровый потенциал. Это очень важный и мощный региональный фактор. Думаю, что в концепции стратегии дана несколько завышенная оценка качественного состава кадрового потенциала области. А это не на пользу делу.

Вот на эти моменты я хотел обратить ваше внимание. Чего мы хотим? Опираясь на предложенную концепцию и на другие документы в ближайшее время не просто продолжить работу над стратегией, но построить модель будущей экономики области, отвечающей критериям конкурентоспособности, как в национальном, так и в мировом масштабе. Если состоится в следующем году вступление России в ВТО, то и страна и наша область станут реальными участниками международной системы разделения труда.

Если мы сумеем построить модель экономики региона, то под нее нам предстоит построить и схему управления, штатное расписание администрации Владимирской области и ее структурных подразделений.

В любом случае нам предстоит управлять реальной экономикой. И если мы правильно построим модель, значит, правильно построим и схему управления этой экономикой. Хотелось бы пожелать всем в этом больших успехов.

 

Автор (источник): В.В. Веретенников, первый заместитель Губернатора Владимирской области

 

Весь список статей >>