Бизнес и финансы

Как лучше сохранить и приумножить Ваши капиталы

 

 


МЕСТО ТУРИЗМА В ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, расширению международных контактов. Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников доходов, а для 38% стран туризм – это главный источник дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Эта отрасль задействует 10% всей рабочей силы в Европе и занимает доминирующее положение в Испании, Португалии, Франции, Великобритании и Германии. По объёму услуг туризм занимает второе место (после нефтепереработки) среди всех отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристкой организации (ВТО), в 1996 г. ежегодная прибыль от туризма составила более 350 млрд. долл. США, а к 2020 г. мировые доходы от туризма могут достигнуть 3 трлн. долл. США.

По сравнению с развитыми странами роль туризма для национальной экономики России пока не столь значительна. На долю Российской Федерации приходится только около 1% мирового туристского потока.

Это объясняется отсутствием в стране организованной индустрии туризма как единой системы, способной в комплексе осуществлять деятельность на международном туристском рынке, оказывать влияние на формирование туристских потоков и обеспечивать обслуживание на уровне мировых стандартов. Туризм в Российской Федерации находится в положении молодой отрасли и нуждается в специальных протекционистских мерах со стороны государства. Молодым туристским предприятиям России невозможно конкурировать при продвижении своего туристского продукта на мировом туристском рынке, в то время как западные конкуренты пользуются многочисленными налоговыми и внешнеэкономическими льготами, которых лишены российские производители туристского продукта.

По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет всего 7,4 млн. человек, что не соответствует её туристскому потенциалу. В результате бюджет страны недополучает многие миллионы долларов.

По данным Департамента туризма Минэкономразвития России, основу въездного туризма в настоящее время составляет бизнес-туризм, т. е. туризм с деловыми целями. Следовательно, въездной туризм нуждается не только в количественном росте, но и в качественной переориентации, его основу должны составлять экологические, культурно-познавательные, лечебно-оздоровительные туры, путешествия, круизы и т. п.

 

 

Неразвитость въездного туризма приводит к тому, что ресурсная база внутреннего туризма в России задействована на 10 – 15%. В итоге, в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономического развития любой отрасли.

В стране доминирует выездной туризм, т. к. он приносит российским туристическим компаниям значительно большую прибыль, чем въездной. Поэтому большинство из них ориентированы на продажу турпродуктов выездного туризма. При этом денежные средства россиян вывозятся за рубеж и работают на чужую экономику.

Аналогичные тенденции преобладают на туристическом рынке Владимирской области. Хотя показатели развития областного туризма значительно превышают российские, однако не соответствуют возможностям областного туристического потенциала. Наличие уникальных памятников древнерусской архитектуры, 11 из которых включены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия, высокий природно-рекреационный потенциал области, сильные культурные традиции, сформированная музейная база для развития культурного туризма, близость к Москве, являющейся крупнейшим источником туристских потоков, – всё это создаёт предпосылки для развития туризма в области.

Однако далеко не все имеющиеся ресурсы области используются в полном объёме из-за наличия факторов, сдерживающих развитие туризма. К ним традиционно относят недостаток информации о туристском потенциале области, недостаточно развитую туристскую инфраструктуру, невысокое качество гостиничного хозяйства и всего комплекса туристских маршрутов, низкое качество обслуживания туристов.

Заметим, что международный туризм в области имеет несколько иную направленность, нежели в стране. Так, в 2002 г. турфирмами г. Владимира было принято из стран дальнего зарубежья 45516 туристов, а отправлено граждан России за рубеж в количестве 2767 человек, в том числе в страны СНГ – 588. При этом в выездном туризме преобладают культурно-познавательные и оздоровительные туры, а также путешествия, круизы. Основными странами, принимающими туристов из России, являются Турция, Египет, Италия, ОАЭ, Испания. Въездной же туризм имеет преимущественно деловой, конгрессный характер. Он формируется за счёт туристских потоков из Италии, Германии, Франции, Великобритании, США. Темпы роста спроса на рынке делового и конгрессного туризма опережают предложение.

Следовательно, въездной туризм нуждается в переориентации: его основу, как показывает практика стран с развитой туриндустрией, должны составлять экологические, культурно-познавательные, лечебно-оздоровительные туры, путешествия, круизы и т. д. Сдерживающим фактором развития туризма в разных его формах является, в первую очередь, отсутствие достаточной материально-технической базы. Ясно, что развитие материально-технической базы требует дополнительного финансирования, которое объективно ограничено средствами областного бюджета. Поэтому администрации области следует активизировать средний и малый бизнес, обеспечивая ему фискальную поддержку. Добавим, что развитие туризма в области натыкается не только на объективные, но и на субъективные преграды. Это проявляется, например, в том, что туризм, который может оказать мощное стимулирующее воздействие на связанные с ним сектора экономики (торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др.), как самостоятельный объект планирования не фигурирует ни в одной программе развития Владимирской области. Более того, управление этой отраслью в областной администрации не специализировано, а осуществляется Комитетом по физической культуре, спорту и туризму. Такая размытость в управлении также не способствует эффективному функционированию туризма.

Вывод туризма из аморфного состояния, кроме решения вышеназванных проблем, требует также подготовки высокоспециализированных кадров, профессионалов в своём деле. Это касается как руководителей и управляющих, так и обслуживающего персонала. Успех развития туризма определяется также организацией высококлассного сервиса. Необходимо понимать, что туризм – это сфера услуг, поэтому развивать его возможно только, предлагая услуги самого высокого качества. Представляется, что эти аспекты развития туризма могут быть задействованы и во Владимирской области.

Автор (источник): Новикова Т. А., ВЗФЭИ г. Владимир

 

Весь список статей >>


Купить ноутбук дешево мышь для ноутбука hi-fi акустика. I Канцелярские принадлежности www.vanco.com.ua/ офсетная бумага. I Ручной Китайские сканер штрих кода.