Бизнес и финансы

"Деньги - оптимальная форма носителя экономической информации"
Фридрих Август фон Хайек

КАРТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Rambler's Top100

Финансы


Цены на лекарства

Кризис разогревает фармрынок

 

Цены на лекарства пошли вверх

 

В течение последних недель участники фармацевтического рынка наблюдают значительное удорожание лекарственных препаратов. В октябре цены в долларах увеличились на 3%, причем дорожают в основном препараты стоимостью до 150 руб. Эксперты объясняют этот процесс девальвацией рубля: более 80% лекарств на российском рынке иностранного производства и закупаются на валюту, и изменение курса доллара не могло не отразиться на ценах в российских аптеках. В то же время отечественные производители и дистрибьюторы сами накручивают цены, закладывая в них подорожавшие кредиты и возросшие экономические риски. Из-за заметного подорожания лекарств покупать их будут все меньше, ожидают эксперты. По их прогнозам, в 2009 году рынок лекарств в упаковках будет стагнировать, а его рост в долларах не превысит 5%.

Если с января по сентябрь 2008 года стоимость лекарств увеличилась на 6%, то в конце октября — начале ноября цены на лекарства пошли вверх активнее. За последние три недели они еженедельно прибавляли в цене по 1%, делится наблюдениями гендиректор DSM Group Александр Кузин. При этом, по его данным, за весь 2007 год средний рост цен на препараты в аптеках составил 3,6%. Удорожание лекарств отмечает и директор департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов: цены в сентябре по отношению к августу выросли на 2,5% в долларах и на 6% в рублях, в октябре соответственно на 3 и 7%. При этом с января по сентябрь текущего года цены успели вырасти на 18% в долларах и на 21% в рублях. За тот же период 2007 года рост в долларах составил 13%, а в рублях всего 11%.

В первую очередь цены растут на недорогие прежде препараты (до 150 руб.), рассказывает г-н Кузин. По его словам, иностранные лекарства стоимостью выше 500 руб. в цене растут медленнее: с начала года эта категория подорожала на 4%. «Более быстрыми темпами увеличиваются цены на продукцию, которая сейчас пользуется повышенным спросом: противовирусные и противогриппозные препараты, анальгетики, жаропонижающие и антибиотики», — уточняет г-н Мелик-Гусейнов.

«Новые партии к нам приходят уже по новым ценам», — подтверждает наблюдения экспертов генеральный директор аптечной сети А5 Владимир Кинцурашвили. Однако он объясняет происходящее исключительно повышением курса доллара и евро. «80% лекарств на нашем рынке импортные, — поясняет собеседник РБК daily. — Дистрибьюторы расплачиваются с производителями в валюте и в связи с этим вынуждены повышать цену. В свою очередь, из-за изменения входной цены розничная сеть также вынуждена менять ценники. Мы стараемся это сделать плавно, поскольку еще есть запасы, закупленные раньше, но все-таки цены движутся вверх». По ожиданиям гендиректора Национальной дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, повышение цен коснется только зарубежных препаратов, а российские лекарства должны остаться в прежней ценовой нише.

Однако эксперты видят и другие причины роста цен. «Фармкомпании закладывают в стоимость препаратов удорожание кредитных операций и те риски, которые появились из-за кризиса, — полагает г-н Мелик-Гусейнов. — В большей степени цены начали повышать производители, однако и дистрибьюторы тоже пытаются подстраховаться и работают с крупными заказчиками в лице аптечных сетей только при условии банковских гарантий. Это все отражается на цене на препараты». С этим мнением соглашается глава представительства IMS в России Никола Милевчич, который наблюдает повышение цен со стороны дистрибьюторов. «Чтобы не поднимать стоимость препаратов для конечного потребителя, аптеки начали менять каналы поставок и брать лекарства у мелких дистрибьюторов. У них рост цен был меньше», — замечает г-н Милевчич.

Эксперты считают, что по итогам года рост цен составит около 25—30% в рублях. «Из-за этого в ноябре—декабре мы можем увидеть снижение потребления медикаментов», — предполагает г-н Мелик-Гусейнов. По мнению Александра Кузина, потребление лекарств, как и продуктов питания, будет сокращаться в последнюю очередь, однако в следующем году он все же ожидает падения спроса. По его прогнозам, в 2009 году рынок лекарств в России в упаковках практически не вырастет. В следующем году рост рынка в долл. не превысит 5%, считает г-н Кузин, при том что в этом году он увеличился на 30%. Впрочем, в рублевом измерении картина останется впечатляющей: в 2009 году рынок вырастет на треть, заключает собеседник РБК daily.

 

Автор (источник): Маргарита Парфененкова, РБК Daily

 

 


Продовольствие влетит в копеечку

Рост цен на продовольствие в ближайшее десятилетие продолжится, хотя его темпы снизятся. Об этом говорится в опубликованном на прошлой неделе докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доклад о перспективах отрасли в 2008—2017 годах подготовлен в преддверии Всемирного продовольственного саммита ... [далее>>]



Кризиса можно не бояться, но инфляция разгонится до 14,5%

Предпосылок для заметного снижения инфляции сейчас нет. Такой вывод содержит обнародованный на прошлой неделе консенсус-прогноз Центра развития, составленный на два года вперед. Снижение инфляции до 7,5%, запланированное Минэкономразвития (МЭР) уже на следующий год, возможно не ранее 2011 года ... [далее>>]




По команде ФАС cнижаются цены на бензин

Требование Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России снизить стоимость нефтепродуктов дало первые плоды. После уменьшения стоимости авиакеросина «Газпром нефть» снизила розничные цены на бензин в среднем на один рубль. С авиакеросина начал и ЛУКОЙЛ. Холдинг объявил о его удешевлении на 9%. Компании утверждают, что снижение цен стало результатом уменьшения стоимости нефти. Однако эксперты уверены, что дешевеющее топливо исключительно заслуга ФАС и до конца года цены могут просесть на 3,5—5% ... [далее>>]



Дискаунтеры потеснят гипермаркеты

Финансовый кризис заставил аналитиков пересмотреть свои прогнозы по развитию различных форматов торговли. Гипермаркеты, от которых еще полгода назад ожидали бурного роста, в кризисной ситуации теряют покупателей, тогда как дискаунтеры, которым обещали стагнацию, наоборот, получили новые шансы для активного развития ... [далее>>]




Весь список статей >>