Итоги бюджетной политики Владимирской области за 2003-2006 годы
Консолидированный бюджет Владимирской области за 2006 год исполнен по доходам в сумме 21,5млрд.руб. Рост доходов 2006 года к отчету за 2005 год ( с учетом финансовой помощи из федерального бюджета ) составил 130,8 %, при среднероссийском показателе 128,4 %.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Владимирской области за отчетный период сложились в сумме 15,7млрд.руб. или 101,1 от годовых назначений. По отношению к уровню прошлого года их фактические поступления выросли на 32 %, при средненроссийском показателе 27,6 %.
Определяющее влияние на поступление доходов в консолидированный бюджет области оказали продолжение проводимой на федеральном уровне налоговой реформы, направленной на последовательное снижение налогового бремени на экономику, усиление стимулирующей функции налогов и улучшение налогового администрирования.
Принимаемая и проводимая в области налоговая политика в основном зависит от налоговой политики, проводимой государством.
За период 2003-2006 годы в налогообложении произошли серьезные изменения, связанные с введением отдельных глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которые оказали существенное влияние на поступление доходов в бюджет области.
Наиболее значимые изменения в налогообложении внесены в порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, упрощение налогообложения для субъектов малого предпринимательства, изменились нормативы отчислений отдельных налогов в бюджет области, увеличены ставки акцизов, земельного налога.
В связи с ежегодно вносимыми изменениями в налоговое законодательство существенно изменялась структура доходов и соответственно это приводило к неравномерному поступлению доходов: в 2003 году рост доходов к предыдущему году составил 31,5%, в 2004 году – на 24%, в 2005 году – на 16%, в 2006 году – на 32%.
Результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику Владимирской области, что явилось одним из важных факторов поддержания экономического роста.
Снижение налогового бремени оказывает стимулирующее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов и способствует экономическому росту в регионе. Это подтверждает положительная динамика объемов производства в области, обеспечивающая увеличение налоговых поступлений в бюджет и благоприятный прогноз ВРП на среднесрочную перспективу.
Объем валового регионального продукта увеличился за последние четыре года с 67022,3 млн. рублей в 2003 году до 105470,6 млн. рублей – в 2006 году, то есть в 1,57 раза. Увеличение объема ВРП позволило повысить объем доходов бюджета.
Результатом положительной тенденции роста объемов доходов явились не только принимаемые федерацией меры, но и усиленные меры со стороны администрации Владимирской области.
В целях более полной мобилизации доходов в бюджет области администрацией области принимались конкретные меры по снижению налоговой задолженности, по ее реструктуризации, по повышению собираемости налогов.
Основные усилия по увеличению доходов бюджета сосредоточены на работе с крупнейшими налогоплательщиками, имеющими задолженность бюджету. Поэтому совместно с налоговыми органами проводится индивидуальная работа с налогоплательщиками через комиссии, созданные в муниципальных образованиях.
Фактор налогового администрирования учитывается как один из основных, влияющих на полноту поступлений доходов в бюджет.
С целью улучшения налогового администрирования ежегодно постановлениями Губернатора каждому администратору устанавливаются задания по мобилизации доходов в консолидированный бюджет области.
В целях улучшения налогового администрирования все доходные источники законами о бюджете на соответствующий финансовый год закрепляются за конкретными администраторами доходов.
В течение года ежеквартально проводятся совещания по администрированию налоговых и неналоговых платежей, на которых подводятся итоги исполнения доходной части бюджета, что оказывает большое влияние на более полную мобилизацию доходов в областной и местные бюджеты.
Одной из мер, направленных на увеличение поступлений в бюджет и на оздоровление финансового положения налогоплательщиков является реструктуризация задолженности по платежам в бюджет. Работа по привлечению предприятий к реструктуризации задолженности началась с 1999 года и продолжается до настоящего времени.
Принят ряд постановлений Губернатора области о порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом, реструктуризирована задолженность 540 предприятиям области на сумму 2158 млн. рублей, в том числе по федеральным налогам – на сумму 1940 млн. рублей, по региональным и местным налогам – на сумму 218 млн. рублей.
Большая работа проведена по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом. Путем реструктуризации урегулирована задолженность 441 предприятия в общей сумме 1166,1 млн. рублей, в том числе по налогу – 531,8 млн. рублей или 76,6 процентов от имеющейся недоимки.
В результате принимаемых мер снизилась недоимка по налоговым платежам в бюджеты всех уровней.
По состоянию на 1.01.2007 года недоимка во все уровни бюджетов составила 1395,3 млн.рублей и снизилась за 2006 год на 342 млн.рублей.
С целью привлечения дополнительных неналоговых доходов в консолидированный бюджет Владимирской области ежегодно повышается экономическая эффективность государственного и муниципального сектора экономики по следующим направлениям:
-индексируются размеры арендной платы за пользование имуществом;
-пересматриваются ставки арендной платы за земельные участки исходя из кадастровой стоимости земли;
-проводятся работы по инвентаризации земель, в процессе чего выявляются земельные участки, не задействованные ранее в налогообложении и арендных отношениях;
-принимаются меры по повышению эффективности деятельности государственных и муниципальных предприятий за счет системного мониторинга результатов их финансово-хозяйственной деятельности, проведения отраслевых балансовых комиссий, проведения аудита предприятий.
Все принимаемые меры позволили увеличить доходную часть бюджета начиная с 2003 по 2006 год на 90 процентов. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области в 2006 году составил 15712,9 млн.рублей, что выше поступлений за 2005 год на 3771,7 млн.рублей, 2004 года – на 5411 млн.рублей, 2003 года – на 7443,2 млн.рублей.
Это позволило увеличить среднедушевой бюджетный доход на жителя Владимирской области за три года с 8,1 тыс. рублей до 14,5 тыс. рублей.
Фактически за эти средства население области приобретает у государства, в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, гарантии правопорядка и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.
Граждане – и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение органов государственной власти области и местного самоуправления средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
На решение этой стратегической задачи и была направлена бюджетная политика области в 2004-2006 годах.
Действенность проводимой бюджетной политики выразилась в реальном финансовом обеспечении социальных гарантий жителям Владимирской области. Обеспечено повышение заработной платы работников бюджетной сферы области с 01 января и 01 сентября 2005 года – в 1,2 и 1,1 раза, с 01 мая и 01 октября 2006 года – в 1,15 и 1,11 раза соответственно. Усилена поддержка семей с детьми, ветеранов труда, тружеников тыла, детей-сирот, находящихся под опекой граждан и в приемных семьях.
Продолжено укрепление первичной медицинской помощи в муниципальных лечебных учреждениях, а также материально-технической базы объектов муниципальной собственности, включая ремонт муниципальных дорог и объектов жилищно-коммунального хозяйства.
За счет средств консолидированного бюджета обеспечено участие области в приоритетных национальных проектах «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». На эти цели израсходовано дополнительно к федеральным средствам более 1,2 млрд. рублей. Реализация проектов позволила значительно улучшить бюджетное обеспечение в решении задач по повышению качества образования, улучшению здоровья населения, обеспечению граждан жильем, формированию достойных условий жизни на селе.
Так, в области достигнут 100-процентый уровень охвата учащихся общеобразовательными услугами. Все дети в возрасте от 6 до 17 лет имеют возможность получить среднее образование. При этом в области всего лишь 14 процентов учащихся занимаются в школах округов и районов во вторую смену, в Российской Федерации – каждый пятый учащийся.
Расходы на дошкольное образование в регионе также превышают среднероссийский показатель. Охват детей дошкольными учреждениями составил 75,3 процента.
В области значительно ниже по сравнению с Российской Федерацией показатели по уровню младенческой смертности населения, заболеваемости детей.
Организациями всех форм собственности, включая индивидуальных застройщиков, построены 4144 новые квартиры общей площадью 341,2 тыс. кв. метров (104,4% к 2005 году).
Населением за свой счет и с помощью кредитов введены в действие 153,9 тыс. кв. метров жилья (1252 квартиры), что на 15,3 процента больше, чем в 2005 году. В 2006 году получили долгосрочные ипотечные кредиты на покупку жилья, с привлечением средств областного бюджета 533 человека, а также субсидии – 192 молодые семьи.
По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов и (или) их семей на селе» улучшила жилищные условия 51 семья.
Денежные доходы населения за 2006 год увеличились на 20,3 процента, в том числе работников бюджетной сферы области – на 26 процентов.
Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 8,4 процента против уровня 2005 года.
В функциональной структуре консолидированного бюджета области за 2006 год основную долю занимают расходы на социальную сферу – 64,8 процента (или 13,6 млрд. руб.) при среднероссийском показателе – 55 процентов. Это главный приоритет бюджетной политики области. Финансирование затрат к уровню 2003 года возросло в 2 раза, в том числе: в социальной политике – в 2,5 раза, культуре – в 2 раза, образовании – в 1,9 раза, здравоохранении и спорте – в 1,8 раза при инфляции за этот период – 1,377 раза (по цепному методу).
Общий объем средств, направленных из консолидированного бюджета в 2006 году в реальный сектор экономики области, составил 5,1 млрд. рублей или 24,2 процента в общих расходах, что выше уровня 2003 года в 1,3 раза. С учетом льгот, предоставленных законодательством, предприятиям области, сумма расходов, направленных в отрасли экономики области, составила 6,4 млрд. рублей.
За период 2003-2006 годов удвоились расходы консолидированного бюджета области на обеспечение безопасности граждан, в 2006 году выделено на эти цели 1 млрд. рублей или 5,2 процента от общих расходов.
Менее всего возросли ассигнования на содержание органов государственной власти. За минувшие три года прирост указанных расходов составил всего 15,9 процента, что ниже темпов инфляции. Доля расходов на решение общегосударственных вопросов составила 6 процентов в бюджете области, тогда как в среднем по Российской Федерации – 8,3 процента.
В целях повышения результативности бюджетных расходов, с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», бюджетная политика Владимирской области в истекшем периоде была нацелена на внедрение в бюджетный процесс новых методов бюджетного планирования, ориентированных на результат. Суть изменений – переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами.
Для этого в области были реализованы следующие меры:
- с 2004 года сформированы Доклады главных распорядителей о планах и показателях деятельности, которые позволили им определить цели и задачи работы, оценить требующиеся для их решения расходы. На этой основе были подведены итоги деятельности, которые использованы при составлении областного бюджета на 2005-2006 годы (постановления Губернатора области от 06.07.2004 № 398, 30.06.2005 № 379, 28.02.2006 № 129);
- с целью безусловного выполнения органами государственной власти возложенных на них федеральными законами полномочий, в областном бюджете, начиная с 2005 года, выделены бюджеты «действующих» и «принимаемых» обязательств, утверждены постановлениями Губернатора области реестры действующих расходных обязательств Владимирской области (постановление Губернатора области от 30.06.2005 № 379);
- определен порядок ведения реестров расходных обязательств Владимирской области (постановление Губернатора области от 28.02.2006 № 132), в соответствии с которым составлены плановые реестры расходных обязательств Владимирской области и муниципальных образований с выделением в них публичных обязательств и обязательств гражданско-правового характера;
- проведена оценка Докладов о результатах и планах деятельности субъектов бюджетного планирования в порядке, установленном постановлением Губернатора области от 10.04.2006 № 265, по результатам которой 5 департаментам, получившим высшие оценки, выделены дополнительные лимиты финансирования на 2007 год;
- в 2004 году проведен мониторинг бюджетного сектора Владимирской области, в ходе которого была выявлена возможность перехода ряда областных учреждений, имеющих высокую долю внебюджетного финансирования, в другие организационно-правовые формы (постановление Губернатора области от 14.04.2004 № 238). В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в соответствии с распоряжением Губернатора области от 30 марта 2006 года № 162-р главными распорядителями средств областного бюджета сформированы планы оптимизации сети на 2006 год по соответствующему отраслевому направлению. В результате данных мероприятий охвачено реструктуризацией 82 бюджетных учреждения, что позволило высвободившиеся средства в сумме 17,3 млн. рублей использовать на улучшение качества предоставляемых услуг;
- для обеспечения гарантированного областным бюджетом объема государственных услуг установлены задания по их предоставлению для областных бюджетных учреждений (постановления Губернатора области от 08.07.2003 № 345, от 06.07.2004 № 398, от 30.06.2005 № 379);
- усовершенствованы процедуры формирования, утверждения и реализации областных целевых программ постановлением Губернатора области от 30.03.2005 № 179;
- расширены возможности применения программно-целевого подхода благодаря созданию правовых основ для разработки и реализации ведомственных целевых программ (постановления Губернатора области от 23.06.2006 № 455, от 12.12.2006 № 862);
- утвержден постановлением Губернатора области от 30.06.2005 № 379 перспективный финансовый план Владимирской области на 2006-2008 годы, который стал заделом к переходу на 3-летнее бюджетирование;
- с 2005 года все доходные источники областного и местных бюджетов закреплены за администраторами соответствующих платежей, что способствовало их более полной мобилизации в бюджет;
- осуществление закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд области путем размещения заказа на торгах (конкурсах) позволило сэкономить по областному бюджету в 2006 году 284 млн. рублей.
Результатом проводимой бюджетной реформы во Владимирской области в 2004-2006 годах стало выполнение всех расходных обязательств органов государственной власти области и местного самоуправления без просроченных долгов перед населением и хозяйствующими субъектами.
Это явилось необходимым условием для достижения планируемых целей и показателей деятельности главных распорядителей средств областного бюджета в рамках возложенных на них полномочий.
Для повышения эффективности бюджетной политики необходимо решить ряд проблем.
В социальной сфере отмечается наличие устаревшей материально-технической базы, особенно низкая фондовооруженность специалистов в отрасли «Здравоохранение».
Медленно решаются вопросы обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В отрасли социальной защиты не ликвидирована очередность на помещения одиноких престарелых граждан и инвалидов в дома-интернаты. Требуется более активное внедрение новых форм обслуживания указанных категорий граждан, в частности, на дому.
Широкое распространение получила практика оказания платных услуг населению в лечебных учреждениях в рабочее время, что снижает доступность и качество бесплатной медицинской помощи.
Назрела необходимость значительного увеличения бюджетных инвестиций в инфраструктуру, в первую очередь, для решения жилищной проблемы.
Уровень заработной платы работников большинства отраслей бюджетной сферы по-прежнему отстает от зарплаты в экономике.
Автор (источник):
Весь список статей >>
|