В нашу гавань заходили корабли
Покупка акций портов и параходств — новая, но довольно рискованная инвестиционная идея. Пускаться в это плавание имеет смысл лишь при условии, что вы легко отличаете фрахт от дедвейта.
Акции транспортных компаний выглядят самыми недооцененными на российском фондовом рынке. Хотя бы потому, что масштабы огромной страны просто обязывают развивать инфраструктуру. Пухнущая от нефтедолларов экономика нуждается в хороших дорогах, морских и речных путях. Восстановление заброшенных в смутное время портов требует времени и огромных государственных инвестиций, однако политическое решение уже принято: России предстоит снова завоевывать статус морской торговой державы.
Главный фактор, который следует учитывать в такого рода инвестициях, — глобальная конкуренция на рынке морских перевозок. Доходы пароходств — показатель сезонный. Кроме того, многое зависит от ввода в эксплуатацию новых судов. Да и фрахтовые ставки подвержены серьезным колебаниям, что отражается на биржевых графиках. К тому же надо принимать в расчет угрозу замедления темпов роста мировой экономики и международного торгового оборота. Зато увеличение рентабельности сырьевых производств (добычи нефти, угля, железной руды) способствует росту цен на сопутствующие сервисы. В том числе и на транспортировку.
На российском фондовом рынке «морские» акции относятся к разряду рискованных инвестиций, это очевидный второй эшелон с непредсказуемыми скачками цен и серьезными рисками для миноритарных акционеров. С другой стороны, отрасль просто обязана развиваться активно, ведь в стране наконец-то появились деньги на инфраструктуру. Да и внешняя торговля базируется во многом именно на морских перевозках.
ОАО «Новороссийское морское пароходство» (Новошип)
Вкладывая деньги в «Новошип», в первую очередь следует иметь в виду, что уже год назад Владимир Путин подписал указ об образовании новой компании на базе «Совкомфлота» и «Новошипа». Согласно этому указу, в уставный капитал «Совкомфлота» будет внесен государственный пакет акций «Новошипа» (50,34%). Ожидается, что в результате объединения будет создана пароходная компания, которая войдет в первую пятерку крупнейших танкерных перевозчиков мира с капитализацией около четырех миллиардов долларов.
Потенциальное IPO «Совкомфлота», ожидаемое во второй половине текущего года, способно позитивно отразиться на котировках акций «Новошипа». В соответствии с планом развития компании к концу 2008 года совокупный флот будет состоять из 130 судов совокупным дедвейтом 9,3 миллиона тонн. Средний возраст танкерного флота составит 5,9 года, что почти в два раза ниже среднего показателя для мирового танкерного флота. Всё вместе очень похоже на реальные инвестиции в будущее.
ОАО «Новороссийский морской торговый порт»
Это единственная достойная инвестиций портовая акция на фондовом рынке. Что, кстати, отражает реальное конкурентное положение порта — он является самым крупным в России, через него проходит пятая часть морских грузов. Кроме того, это единственный оставшийся у нас черноморский порт — соответственно, южные ворота страны.
Теперь о недостатках. Безумный рост акций в прошлом не оставляет надежд на такой же рост в будущем, поэтому сегодня лучше их не покупать. Эти акции уже попадали в наш обзор. С тех пор рекомендация не изменилась: несмотря на значительный долгосрочный потенциал, эти бумаги ныне необоснованно дороги. Так что есть смысл подождать, когда они станут дешевле.
ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (Fesco)
Инвесторам следует обратить внимание на акции транспортной группы ДВМП. Это единственное пароходство, которое смогло превратиться в транспортную компанию национального масштаба, готовую реализовать амбициозные задачи по интеграции российских транспортных коридоров в мировую транспортную систему. FESCO — оператор, объединяющий возможности морского, железнодорожного, автомобильного транспорта. А значит, синергетический эффект от взаимодействия судоходных, железнодорожных и стивидорных (погрузочно-разгрузочных) активов будет способствовать росту денежных потоков компании.
ОАО «Мурманское морское пароходство»
Деятельность компании сконцентрирована в единственном круглогодично функционирующем российском северном порту. Уставшим от турецких пляжей согражданам полезно будет узнать, что это единственная судоходная компания, регулярно осуществляющая туристические круизы на Северный полюс и в Антарктику. Помимо транспортировки металлов, пароходство развивает танкерные перевозки и эксплуатирует государственный атомный ледокольный флот.
Стратегия развития танкерных перевозок позволит компании занять собственную нишу на рынке транспортировки нефти с северных месторождений и континентального шельфа. Однако существенным риском является снижение объемов транспортировки металлов в условиях сокращения сотрудничества с «Норильским Никелем». К тому же, если посмотреть на котировки ММП, легко убедиться в значительном риске таких инвестиций. Похоже, есть смысл отложить приобретение бумаг компании на будущее.
ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство»
На первый взгляд, полная ерунда — какие-то речные пароходики. На самом же деле наличие судов класса «река-море» позволяет компании осуществлять перевозки грузов напрямую из портов рек внутреннего бассейна в порты Европы, Средиземноморья, Черного, Азовского и Каспийского морей. Волжское пароходство, старейшее в России, было образовано в 1843 году. Сегодня компания замыкает четверку крупнейших судоходных компаний страны. Что же касается акций предприятия, то аналитики фондового рынка пока не спешат оценивать их. Остается изучать лишь текущие котировки, отражающие заметный рост за год. Однако будущее котировок туманно, так что это зона крайне рискованного инвестирования — для прирожденных оптимистов.
________________________
Бумаги компаний, попавших в наш обзор, вряд ли понравятся тем, кого интересует быстрый результат. Однако инвесторы, предпочитающие долгую игру, знают: естественным преимуществом России является транзитное положение страны на глобусе. Мы разделяем Запад и Восток. И когда-нибудь мы обратим это преимущество в реальные деньги.
Удачных инвестиций!
Автор (источник): Игорь Ермаченков , "Бизнес-журнал"
Более 15% годовых на золоте и квартирах
За июнь текущего года свои деньги смогли сберечь от инфляции и приумножить лишь те граждане, которые вложили их в драгметаллы и недвижимость. Доходность по этим инструментам составила в июне до 3%, говорится в отчете Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании «БДО Юникон». Сбережения на банковских депозитах и в ПИФах, напротив, принесли в прошлом месяце убытки ... [далее>>]
Весь список статей >>
|