ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В начале 2004 года во Владимирской области было зарегистрировано свыше 20 тысяч малых предприятий и 75 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. В городе Владимире действуют около 8 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса и около 30 тысяч предпринимателей без образования юридического лица.
По статистическим данным количество предприятий во Владимирской области в 2000г. насчитывалось 6925 предприятий, следовательно, наблюдается рост на 189%.
Из всего количества, так называемых, предприятий малого бизнеса Владимирской области приблизительно около 20% получают доходы за счет реализации спиртных напитков и табачных изделий. Спрашивается, как можно этому сектору снижать налоги, и куда ему вообще развиваться. За счет чего? Только если еще больше спаивать население.
Другие 20% от малого бизнеса региона представляют собой торговцы-челноки и обслуживающие их структуры на многочисленных вещевых рынках. Эти перекупщики, а все челноки являются маргинальными перекупщиками, создали на вещевых рынках свою субкультуру. Эта субкультура держится на круговой поруке, полной безответственности за реализованный товар и услуги, на стойком неприятии норм морали. Эта часть малого бизнеса извлекает огромные доходы главным образом за счет реализации низкокачественного, в большинстве случаев, поддельного товара. Фактически этот малый бизнес заваливает регион низкопробной или просто бракованной продукцией, закупая ее по бросовым ценам за границей или в подпольных мастерских. Практически челноки занимаются нижней ценовой спекуляцией, получая при этом 100% -200%, а то и больше процентов прибыли. По наметкам правительства получается, что и этот сектор малого предпринимательства должен развиваться, т.е. ему тоже необходимо снижать налоги, уменьшать контроль за ним, организовывать для него кредитование, обеспечивать ему режим наибольшего благоприятствования. И если это так, то в чем тогда заключаются резервы такого развития?
Около 30% малого бизнеса региона работает на рынке переработки и реализации продовольственных и сопутствующих товаров. Основу этого бизнеса составляют посредники, перекупщики и продавцы-реализаторы, которые торгуют на продовольственных рынках и просто на улицах. Качество продаваемой и реализуемой ими продукции в основном непредсказуемое. Откровенного брака, как при торговле на вещевых рынках здесь меньше, но зато скрытого брака, незримо опасного для здоровья покупателей не счесть.
Доброкачественную продукцию, как показывает практика, на продовольственный рынок поставляют и реализуют в основном крупные производственные или торговые предприятия, а малый бизнес в деле качества продовольствия - очень рискованный для потребителей сектор. Плюс ко всему - в силу уже социально-политических причин, в этой сфере малого предпринимательства сложились своеобразные антиобщественные отношения между владельцами этих малых предприятий и их наемными продавцами-реализаторами. Своеобразие этих отношений заключается в том, что продавцы-реализаторы совершенно закабалены хозяевами.
Еще процентов 5% предприятий малого бизнеса занимается ремонтом или настройкой разного оборудования. И здесь та же беда для потребителей - отсутствие приемлемых, фиксированных тарифов и слишком низкий уровень честности. В частности это свойственно мастерским по наладке и ремонту компьютеров. В этой сфере обман связан с низкосортными комплектующими и нелицензированным программным обеспечением.
Еще 10-15% предприятий малого бизнеса региона - это различные специализированные торговые предприятия и предприятия сферы услуг. Их проблемы во многом перекликаются с теми, что были обозначены уже выше.
Собственно производственной деятельностью из всех предприятий малого бизнеса занимается в лучшем случае 5-10%. Вот их положение и надо было бы улучшать. Но предлагаются реформы, направленные на развитие и облегчение налогового бремени главным образом тех 70% от общего количества малых предприятий - развивать которые, как было показано, дороже станет всем: и региону, и населению.
Однако все предприятия защищены антимонопольным законодательством. Таким образом, наблюдается несовершенство антимонопольной политики. Но ни малые предприятия, ни антимонопольная политика не могут быть отменены по Конституции РФ от 12.12 1993г.
Естественно, такой малый бизнес является антиобщественным для региона, поэтому логично было бы не допустить его дальнейшего развития и искоренить существующий, кроме тех 5-10%, которые занимаются производственной деятельностью. Самыми простыми мерами устранения антиобщественного бизнеса являются высокие налоги. Также - расширение крупных производств, обеспечение финансовой привлекательности и, тем самым, привлечение на их сторону работников малых предприятий.
Автор (источник): Захарова Н.А., ведущий специалист администрации г.Владимира
Весь список статей >>
|