МЕСТО КОНТРОЛЛИНГА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
Контроллинг как целостная концепция управления финансово – экономическими процессами и результатами деятельности находят все более широкое распространение в практике российских организаций.
В контроллинге различают стратегическую и оперативную области решений. Оперативный и стратегический контроллинг взаимоувязаны, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Изменения во внешней среде оказывают сильное влияние на стратегический контроллинг.
Контроллинг часто рассматривают и как европейский вариант управленческого учета, и как саму философию менеджмента.
Растущая потребность в анализе деятельности организаций обусловлена развитием экономики, усложнением производственных связей, а также усложнением положения организаций на рынке. Решение обозначенной задачи сопровождалось развитием консалтинговых услуг со стороны специализирующихся на этом фирм, что, в свою очередь, послужило основанием для еще большего проникновения контроллинга в систему управления. Кроме того, развитию контроллинга способствовала и реализация проектов по бюджетированию, которые в последнее время все больше и больше находят применение на практике.
Такие элементы процесса управления, составляющие основу контроллинга, как постановка целей, планирование, контроль исполнения, сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми, их анализ и принятие решений всегда имеют место в организациях.
Определяя место контроллинга в системе управления как технологию менеджмента, необходимо помнить о том, что предпосылкой осуществления контроллингом своих функций является то, что управляемый объект должен иметь четкое определение и ясную формулировку целей, и его эффективность может проявляться, только если работают все элементы технологии каждой подсистемы управления.
Иногда контроллинг ассоциируют с АСУП, но с подобным подходом нельзя согласиться, так как АСУП основан на автоматизированных процессах управления, а задачи контроллинга решают люди с присущими им чертами характера, отношением к работе и т.д.
Рассматривая концепции контроллинга, направленные на бухгалтерский учет, информацию и координацию, необходимо отметить, что все концепции контроллинга выражают общую для них координирующую функцию, характерную для основных подсистем менеджмента.
Можно сделать вывод о том, что главной задачей контроллинга должна являться координация. Концепция, направленная на координацию, позволяет определить место контроллинга, как одной из составляющих системы управления.
Координационная теория контроллинга основывается на различиях между системой менеджмента и системой организации. Так, Х.-У. Куппер, Ю. Вебер и А. Зунд представили систему контроллинга в виде субсистем:
• системы планирования;
• информационной системы;
• системы управления (мониторинга);
• системы управления персоналом;
• собственно организации.
Роль контроллинга в управлении может определять его как универсальное средство решения всех задач, что характеризует необходимость его внедрения, как новой функции управления и, в то же время контроллинг вобрал в себя уже известные принципы управления организацией. Если же исходить из определения организации и определений контроллинга, то необходимо отметить, что организация - это система, которая должна достичь определенных целей, имеющих четкую иерархию, взаимодополняющих друг друга и имеющих количественные характеристики для возможности осуществления контроля за их достижением. Кроме того, в организации должен быть разработан и налажен процесс постоянного контроля за использованием ресурсов, содержанием издержек и достижением определенных показателей, характеризующих степень достижения поставленных целей. Весь процесс контроллинга должен быть основан на информации, которая поступает из отдельных центров ответственности. Конечная цель контроллинга состоит в регулирующем воздействии на процессы, протекающие в организации. Вся система контроллинга является многоуровневой. С этой точки зрения контроллинг, как концепция системного управления организацией должен быть сосредоточен на разработке путей обеспечения долгосрочного и эффективного существования организации - на участии в разработке стратегии.
Контроллинг можно вполне обоснованно рассматривать как функционально обособленное направление экономической работы в организации.
Координируя деятельность всей системы управления организацией на достижение всех поставленных целей, контроллинг выполняет функцию «управления управлением» и является синтезом планирования, учета, контроля, комплексного экономического анализа, организации информационных потоков, принятия решений.
Роль контроллинга на всех этапах процесса управления деятельностью организации трудно переоценить.
Автор (источник): Корецкая Л.К., ВЗФЭИ г. Владимир
Весь список статей >>
|