Бизнес и финансы

Как лучше сохранить и приумножить Ваши капиталы

 

 


КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

 

В настоящее время город Лакинск выходит из системы «одно предприятие - один город», которая была характерна для моноэкономики советского периода. Несмотря на значительный вклад фабрики в экономику города, в дальнейшем существование города будет определяться достижением мультиэкономического эффекта (выведение экономики города на уровень бездотационного развития при формировании благоприятного инвестиционного климата для любого типа хозяйствующих субъектов) в сочетании с вновь выстроенной системой общественных отношений, ориентированной на социальное партнерство.

Совершенно очевидно, что построение новой системы общественных отношений должно происходить на фоне реализации общественно полезных идей в целях развития города, например, при создании территориальных и инфраструктурных условий сохранения, восстановления и развития историко-культурного и рекреационного потенциала города и прилегающих территорий. Формированию обновленных общественных отношений будут способствовать также развитие существующих и создание новых инфраструктурных возможностей для сфер деятельности, обеспечивающих городу социокультурный престиж: создание общественных организаций для вопросов, относящихся к компетенции местного сообщества, развитие музейно-экскурсионного дела, новые формы образования - экологического, историко-архивного и так далее. Нет сомнения в том, что силами общественных организаций при самом незначительном бюджетном финансировании можно добиться увеличения разнообразия ландшафтов, создание новых рекреационных зон на базе сохраняемых, восстанавливаемых и развиваемых залесенных участков и гидросистем. Население города вправе влиять на принятие решений местной власти, способствующих совершенствованию функционального зонирования территории города, улучшающего экологическую обстановку, рационально распределяющего заселение территории.

Для формирования нового лица города вкупе с решением целого комплекса экономических вопросов (в частности привлечение средств для воссоздания и поддержания в надлежащем состоянии рекреационных зон города) большое значение имеет, например, создание въездных зон и сервисных комплексов как вдоль федеральной автодороги, так и внутри города, параллельно развитию и поддержанию устойчивого природно-рекреационного каркаса города и прилегающих территорий на базе характерной для каждой из зон культурно-исторического ядра:... Составлению планов по обозначенному выше перечню мероприятий во многом поможет функциональное зонирование городской территории - способ формирования полноценной и безопасной среды обитания, один из механизмов правового и экономического регулирования развития территорий, через согласование интересов и законных прав государства, местного сообщества в целом, а также граждан, их общественных объединений, юридических и физических лиц, выступающих в роли субъектов прав собственности на недвижимое имущество, субъектов инвестиционной деятельности на территории. Функциональное зонирование состоит в выделении в пределах объектов планирования территорий определенного назначения и закрепления в их границах специального режима использования.

В то же время Лакинск никак не использует свой туристический потенциал, напрямую связанный с именем великого полководца А.Суворова. В первую очередь - до начала оргмероприятий необходимо силами местного самоуправления провести следующие работы:
1. Оценить ресурсную базу города для развития туризма и рекреации и провести зонирование территории по рекреационному потенциалу (природному и социально-экономическому).
2. Провести разработку схем оценочного рекреационного зонирования в зависимости от видов использования земель, наличия инженерно–транспортной инфраструктуры, экологических условий, ландшафтных особенностей территории и других факторов, включая культурную и историческую ценность, общественную значимость.
3. Оценить уровень рекреационной нагрузки (туризм, "дикий" отдых, строительство, т.п.) на различные районы города.
4. Разработать рекомендации для местных властей по развитию туристического сектора.

При этом следует учитывать, что природно-климатические, орографические, ландшафтные и культурно-исторические особенности Лакинска позволяют, по принятой методике, отнести ее к региону со значительным рекреационным потенциалом. Между тем, одним из самых серьезных факторов, уменьшающих рекреационный потенциал территории является неразвитая инфраструктура (в частности, сфера обслуживания). Однако большая часть исследуемой территории относится к территории с пригодным или достаточно пригодным рекреационным потенциалом, на основе использования которого возможны развитие пешеходного, конного, транспортного и смешанного туризма, организация разных туров (охотничьих, рыболовных, научных и т.д.), а также различные виды утилитарной рекреации. Впрочем, надо учитывать, что значительные антропогенные нагрузки на территорию (например, у Казанского храма или у остатков поместья Суворова) могут также стать фактором, ухудшающим рекреационный потенциал территории, в случае изначального отсутствия правильной организации массового туризма.

С учетом вышесказанного есть основания полагать, что часть организационной нагрузки и работы по привлечению людских ресурсов из числа жителей города всех возрастных групп могли бы взять на себя как существующие, так вновь созданные – целевые - общественные объединения. Так, в частности, администрация города могла бы поддержать инициативу группы граждан города, объединившихся для ухода за парком, и содействовать созданию на базе этой группы Фонда гражданской инициативы, деятельность которого могла распространиться на все рекреационные зоны города: парк, центральная площадь, Казанский храм, поместье Суворова и так далее.

 

 

Организационно-правовая форма Фонда - общественное объединение в форме благотворительного фонда позволит аккумулировать привлекаемые от граждан и юридических лиц средства для выполнения необходимых работ. Наличие в Фонде Попечительского Совета, который мог бы возглавить глава города или его заместитель, гарантирует прозрачность финансовых операций Фонда и целевое использование средств бюджета Фонда.

Передача под попечение Фонда ряда объектов городского благоустройства (парки, площадь и т.п.) позволит добиться значительной экономии бюджетных средств, ассигнованных на эти цели. Вместе с тем, будет достигнут «эффект участия»: привлекаемое фондом население, выполняя на добровольной основе работы по уходу за зелеными насаждениями, наново «учится» коллективному труду и общинному укладу.

Затраты на содержание рекреационных зон, а также на возведение и содержание включенных в них социальных объектов финансируется из бюджета - напрямую целевым образом и опосредовано через систему социальных грантов, а также через благотворительные ярмарки и лотереи, которые будет проводить Фонд. Финансирование деятельности Фонда через систему социальных грантов является эффективной формой управления его деятельностью. Чрезвычайно важно понимать, что поименованные выше общественные объединения привлекая бюджетные средства в форме социальных грантов выполнят работы в рекреационных зонах за меньшие суммы, чем иные подрядчики, и более качественно. Более того, часть ресурсов — люди - будет привлечена ими, как правило, на безвозмездной основе. Практика подобной деятельности в других муниципальных образованиях показала, что оценив участие администрации в таких целевых и общественно значимых" проектах, благотворители охотнее выделяют средства на финансирование такого же или аналогичного проекта.

Особое значение для общественности города при проведении мероприятий (проектов) будет иметь участие представителей бизнеса в финансировании этих проектов. Однако важен и «осторожный» подход к привлечению предпринимателей к таким проектам. Кстати работа через Фонд позволит строить отношения с бизнесом на условиях равноудаленности от всех компаний и отдельных предпринимателей, без попадания в зависимость от сумм благотворительных взносов.

В условиях небольшого города нагрузка на представителей бизнеса чрезвычайно высока. К ним обращаются граждане по вопросам, связанным с необходимостью оказания неотложной помощи; влиятельные общественные объединения, прежде всего ветеранские, имеющие значительное влияние на выборах. Предприниматели участвуют в финансировании мероприятий администраций (например, проведение дня города), партий и политических кампаний, расходуют деньги на собственную благотворительную политику. Главной проблемой для предпринимателя при этом является выбор приоритетов. Большое значения для предпринимателей имеют проекты, которые предусматривают проведение мероприятий, участие в которых позволяет улучшить свой имидж в глазах общественности, получить благоприятные отклики в СМИ, а также - возможность выбора из 30 - 40 проектов «своего» проекта без ущерба для имиджа. Для каждого из благотворителей изготовляется именной сертификат, который вручается непосредственно на ярмарке в присутствии жителей, журналистов и руководителей города. Церемония награждения является одной из составных частей ярмарки, которая включает в себя выставку-презентацию проектов и концертную программу. Вовлечение лидеров общественных объединении, их актива позволяет сделать ярмарку максимально зрелищной.

Целесообразно привлечь в качестве партнеров Фонда иные общественные и некоммерческие организации. И, прежде всего, фонд Суворова (историко-музейное направление как база для развития туризма), городское отделение Экологической партии «Кедр» (экологическая деятельность) Немаловажно участие в совместной деятельности по содержанию рекреационных зон ветеранской организации, Совета директоров и объединения предпринимателей: организация процесса совместного (представителей местных органов власти, делового сообщества и общественных организаций) проектирования решения социальных проблем города, создание банка социальных проектов и организация, в последующем, их финансирования не только из бюджета города, но и с помощью заинтересованных бизнес структур.

Терминология

Рекреационный потенциал - свойство природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое, гигиеническое воздействие.
Рекреационная зона - в РФ - специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты, В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.
Допустимая рекреационная нагрузка - максимальное число посетителей на единицу площади парка или зоны отдыха, при котором обеспечивается сохранение природных компонентов среды и ее культурно-исторических ценностей.
В случае превышения допустимой нагрузки наблюдается деградация паркового ландшафта, ухудшение психофизиологического комфорта посетителей, частичное разрушение малых архитектурных форм, скульптуры, растительных композиций и т.п.
Рекреационная емкость - величина, характеризующая способность парка или зоны отдыха обслуживать определенное количество посетителей при условии достаточного психофизиологического комфорта, без деградации природных компонентов среды и нанесения ущерба культурно-историческим, архитектурно-художественным объектам, находящимся на территории.

 

Автор (источник): В.А. Агафонов, глава г.Лакинск

 

Весь список статей >>