Бизнес и финансы

"Наличные - не единственная связь человека с человеком"
Т. Карлейль

КАРТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Rambler's Top100

 


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ЗАДАЧИ И ПОДХОДЫ

 

Материалы, которые Вы читаете, является итогом двухлетней работы по организации стратегического планирования и управления развитием территорий Владимирской области. В качестве основных организаторов этой работы выступили Институт стратегического развития муниципальных образований "Малые города" (на первом этапе – Программа "Малые города России"), Агентство муниципального развития и Администрация Владимирской области, в лице комитета по экономической политике.
Проделанная работа включала в себя следующие основные этапы:
• повышение квалификации работников муниципальных администраций,
• разработка стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, подготовка инвестиционных проектов в рамках стратегий,
• реализация разработанных стратегий,
• оценка хода и результатов реализации и корректировка стратегий,
• разработка концепции стратегии развития Владимирской области.

Работа начиналась с уровня муниципальных образований. Были реализованы специализированные программы повышения квалификации для глав муниципальных образований и сотрудников их администраций (групп стратегического планирования). На основе разработок, подготовленных участниками этих программ, в муниципальных образованиях был организован процесс разработки стратегий развития, которые легли в основу представления о приоритетах и направлениях развития муниципальных образований.
Итоги этой работы были подведены на научно-практической конференции "Стратегии развития муниципальных образований Владимирской области: опыт и проблемы разработки".

2004 год был посвящен оценке хода и результатов реализации стратегий, а также разработке концепции стратегии развития области в целом.

Стратегическое планирование и управление муниципальным и территориальным развитием постепенно становится одним из определяющих подходов к муниципальному управлению Опыт разработки стратегий развития городов и муниципальных образований в России насчитывает не менее восьми лет. Данные Леонтьевского Центра и Программы "Малые города России" позволяют сказать, что сегодня в России существует не менее 200 муниципальных образований и не менее 15 регионов, разработавших стратегии своего развития.
В ходе работы, проделанной за эти годы, создан значительный инструментарий разработки стратегий муниципального и территориального развития. Ряд инструментов сформирован уже на уровне методических рекомендаций . Но стратегия представляет собой искусство динамичной самоидентификации муниципальных образований и территорий по отношению к меняющимся обстоятельствам: источникам ресурсов, партнерам, конкурентам, организации деятельности и проч. Такое искусство не может быть полностью исчерпано системой методических предписаний.
Муниципалитеты, для которых разработка стратегий завершается созданием добротного красивого документа, представляют лишь ограниченный интерес с точки зрения опыта и проблематики стратегического планирования и управления. Стратегия это, в первую очередь, инструмент организации управленческой работы, и документ – лишь форма существования этого инструмента, к тому же, не единственная. Понимание этого вынуждает быть очень внимательными именно к уникальным характеристикам разных стратегий, поскольку обстоятельства и возможности реального управленческого действия в разных муниципальных образованиях очень различаются между собой.

Особенно отчетливо это проявляется на стадии реализации разработанных стратегий. Работа, проделанная в 2004 г. в муниципальных образованиях Владимирской области, была направлена на апробацию инструментов оценки хода и результатов реализации стратегий развития, а также осуществление необходимой корректировки этих стратегий, исходя из полученных результатов. Одним из центральных направлений этой работы стало описание образцов опыта, накопленного в ходе разработки и реализации стратегий развития. Именно внимательный анализ реального опыта может, по нашему представлению, лечь в основу формирования развернутых представлений о возможностях и направлениях развития опыта стратегического планирования и управления муниципальным и территориальным развитием.
Результаты работы, полученные в этом направлении составляют содержание специальной публикации, поэтому здесь мы не будем останавливаться на них подробно.
Данный материал представляет другое направление работы, а именно, разработку концепции стратегии развития Владимирской области.
Эта работа рассматривалась нами как продолжение разработки стратегий развития муниципальных образований области. Мы исходили из того, что стратегическое планирование и управление должно осуществляться на всех уровнях системы принятия решений, которые определяют развитие Области – это является необходимой предпосылкой системности управленческих действий, в условиях, когда отдельные действия осуществляются разными субъектами из разных центров.

Важным обстоятельством является здесь то, что отношения между субъектами стратегического управления, действующими на разных уровнях, строятся не по иерархическому принципу – "сверху вниз". Стратегическое управление может осуществляться только самостоятельными центрами управления, в этом – его принцип и залог эффективности. Сложными системами – а территории и населенные пункты являются именно таковыми – невозможно эффективно управлять из единого центра; искусство эффективного управления здесь состоит как раз в том, чтобы точно выстроить отношения между разными уровнями управления, позволяющими им сохранять самостоятельность и, одновременно, быть составляющими единой управленческой системы.
Самостоятельность управленческого действия не означает, что оно осуществляется без оглядки на то, что происходит на других территориях и уровнях управления. Напротив, стратегически мыслящий управленец очень заинтересован в том, чтобы понимать намерения и действия "смежников", поскольку это дает ему возможность точнее оценить ситуацию собственного действия и, соответственно, сформировать более эффективные решения. Успешное развитие как муниципальных образований, так и Области в целом возможно только в том случае, когда его приоритеты и установки согласованы с тем, что происходит у соседей, на областном уровне управления, в смежных регионах, на уровне Федерации.
Но это – общий принцип, задача же состоит в том, чтобы наполнить его конкретным содержанием, в случае Владимирской области, сформировать систему отношений между стратегически ориентированными муниципальными образованиями и областным уровнем управления. Эта установка стала одной из определяющих при постановке вопроса о разработке стратегии развития Области в целом.
В общем плане, стратегия нужна региону для тех же целей, что и муниципальному образованию или предприятию. Наличие стратегии позволяет отвечать на ключевые вопросы, определяющие организацию деятельности: кто, что, зачем, когда и какими силами делает. Причем ответить, адекватно реагируя на изменения и особенности ситуации, в которой осуществляется деятельность. Для региона сформировать стратегию значит ответить на вопрос о его месте в стране и в мире, о целях деятельности и действиях, определяющих его развитие, получить возможность реагировать на изменения ситуации, сохраняя основные ценностные и целевые ориентиры развития.

Стратегическое управление направлено на решение одной из основных задач любой системы управления: поиску ответа на вопрос о ключевых точках, куда необходимо направлять доступные ресурсы для того, чтобы обеспечить нормальное воспроизводство и развитие системы жизнедеятельности региона. Стратегиями занимаются не от избытка, а от недостатка ресурсов. Если я обладаю такими объемами ресурсов (финансовых, материальных, человеческих), которые позволяют мне решать необходимые задачи, стратегия не нужна – я просто делаю то, что необходимо. А если нет? Тогда-то и возникает необходимость решать вопрос о приоритетах, определяющих то, куда будет направлен тот объем ресурсов, которым я распоряжаюсь: на развитие системы образования, улучшение дорог и сопутствующей инфраструктуры, прибавки к зарплатам, поддержку развития предпринимательства?
Одна из существенных проблем стратегического управления на региональном уровне состоит в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются очень разные субъекты, которые принимают решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов – федеральные органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и др. Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать – это они решают сами. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии – обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.
Разработка стратегии развития Области требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. На уровне муниципального образования ответ на этот вопрос более очевиден, он, во многом, задается простой пространственной представленностью населенного пункта: вот он – наш город или поселок. Эта очевидность исчезает уже в том случае, когда муниципальным образованием оказывается район, а на уровне области ситуация становится еще сложнее. Не столь очевидной оказывается и связь между деятельностью, которую осуществляют разные субъекты, значимые для развития региона, и их привязанностью к территории. В муниципалитетах люди и производственные мощности предприятий расположены самым непосредственным образом, область же, в этом плане, оказывается реальностью достаточно виртуальной. Ставя вопрос о субъектах формирования приоритетов и горизонтов развития на муниципальном уровне, можно просто указывать пальцем на тех, кто может быть в этом заинтересован и кого нужно вовлекать в обсуждение приоритетов и путей развития. На региональном уровне субъектов гораздо больше, а отчетливость их привязанности к территории не столь отчетлива.
Все это побудило нас, планируя работу по включению областного уровня в общий процесс стратегического планирования и управления, двигаться медленнее и осторожнее. Поэтому, в частности, в качестве основной задачи была поставлена разработка не стратегии развития, а только ее концепции.

Разработка стратегии развития региона, безусловно, представляет собой непростую задачу, но то, насколько успешно удастся ее решить, во многом определит не только развитие области и ее муниципальных образований, но и станет вкладом Владимирской области в ответ на вопрос о направлениях и перспективах развития России. Первые шаги сделаны и сделаны, как нам представляется интересно. Хочется надеяться, что данные материалы станут не заключительным, а промежуточным итогом проделанной работы и у нас с Вами появятся новые возможности и потребности обратиться к вопросу о стратегическом планировании и управлении региональным развитием.

 

Автор (источник): Балобанов А.Е., Илларионов А.Е., Каменская Е.А., Лукьянов А.Н., Лукьянова М.Г., Розанова Е.Д., Совдагаров Р.С, Институт стратегического развития муниципальных образований "Малые города"

 

О системе взглядов и подходов к стратегии социально-экономического развития региона

Перед руководством регионами стоит задача постепенного перехода от ежегодного прогнозирования к разработке среднесрочных и перспективных программ развития. Среднесрочная программа социально-экономического развития Владимирской области у нас разработана, вы знаете, что она рождалась очень трудно. Но она есть и теперь ставится задача разработки стратегии развития области как составляющей части стратегии развития России... [далее>>]

 

Концепция проектов социального партнерства в целях развития города

В настоящее время город Лакинск выходит из системы «одно предприятие - один город», которая была характерна для моноэкономики советского периода. Несмотря на значительный вклад фабрики в экономику города, в дальнейшем существование города будет определяться достижением мультиэкономического эффекта... [далее>>]

 

Стратегия развития малого города в стратегии развития региона

Город Покров по численности жителей относится к малым историческим городам, со времени присвоения ему статуса уездного города прошло 226 лет. В настоящее время бывший уездный город принимает меры для сохранения исторического наследия и улучшения жизни жителей, повышения их благосостояния... [далее>>]

 

Новое в законодательстве о местном самоуправлении

Конституция Российской Федерации установила, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (МСУ)... [далее>>]

 

Инициативы, нацеленные на экономический рост

Один из уроков, извлеченный из опыта экономического развития, заключается в том, что поселковые и сельские предприятия могут рассматриваться как многообещающая модель развития муниципальной экономики в других странах. В сущности, это закрытый кооператив, в котором местные власти могут играть либо контролирующую и стимулирующую роль, либо действовать непосредственно как частичный владелец собственности... [далее>>]

 

Организация планирования бюджета

Среди множества функций, входящих в компетенцию муниципальных образований, значительную долю занимают управление местными финансами и содержание бюджетной сферы. Особую актуальность им придают хроническая несбалансированность местных бюджетов и переход на казначейское исполнение бюджета. В этих условиях перед администрациями муниципальных образований остро стоят задачи оптимизации управления финансовыми ресурсами территории и усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств... [далее>>]

 

Необходимость государственной поддержки туристкой отрасли региона

Мировой опыт эволюции туризма как в развитых странах, так и в развивающихся странах демонстрирует необходимость эффективной государственной поддержки туристской отрасли.
Формы такой поддержки могут варьироваться от прямых инвестиций, направленных на формирование туристской инфраструктуры, на расходы по подготовке кадров, научное и рекламно - информационное обеспечение, продвигающего туристский продукт на мировом рынке, до налоговых льгот, стимулирующих приток инвестиций... [далее>>]

 

Информационные технологии на рынке туристских услуг

... Сегодня многие достижения новых информационных технологий успешно используются на рынке туристских услуг, а два этих понятия настолько тесно взаимосвязаны между собой, что появился даже новый вид туризма - "альтернативный туризм" или "электронный туризм". Как известно, туризм представляет собой торговлю информационно-насыщенными услугами. Поэтому туризм представляет собой отрасль идеально подходящую для применения информационных технологий... [далее>>]

 

Бенчмаркинг как метод стратегического управления альянсом

... Автор предлагает модель организации деятельности независимых гостиничных предприятий в так называемую добровольную гостиничную цепочку – гостиничный консорциум. Разработку и внедрение этого проекта рекомендуется вести с использованием известного механизма бенчмаркинга - метода управления бизнесом в крупных международных организациях ... [далее>>]

 

Перспективы развития промышленного туризма

По результатам опроса Всероссийского центра общественного мнения выявилось, что в XXI веке Российский туризм претерпевает трудности и возникает потребность в создании новых направлений в туризме, который способствует не только отдыху, но и повышению интеллектуального уровня знаний о собственной стране и регионе ... [далее>>]

 

Страхование как элемент стратегического развития региона

... Одним из инструментов создания благоприятных условий для долгосрочного экономического роста является маркетинг региона. Под маркетингом региона предлагается понимать совокупность мероприятий, направленных на изучение сложившейся экономической ситуации в регионе, и разработка программ повышения социально-экономической привлекательности региона... [далее>>]

 

Инвестиционная деятельность в дорожном строительстве. Перспективы развития платных дорог

... скорее всего, наиболее возможные участки будущих платных дорог будут располагаться возле Москвы и Санкт-Петербурга, курортных центров, возле государственных границ, через которые проходят крупные транспортные потоки, т.е. в зоне с наибольшей финансовой окупаемостью осуществленных инвестиционных вложений ... [далее>>]

 

Проблемы малого бизнеса

...Из всего количества, так называемых, предприятий малого бизнеса Владимирской области приблизительно около 20% получают доходы за счет реализации спиртных напитков и табачных изделий. Спрашивается, как можно этому сектору снижать налоги, и куда ему вообще развиваться. За счет чего? [далее>>]

 

Значение инновационного фактора в стратегии развития региона

В настоящее время инновационному развитию уделяется все большее внимание на всех уровнях государственного, муниципального и внутрефирменного управления. И это не случайно. По результатам мировой практики до 30% прироста ВВП (в некоторых источниках этот показатель указывается в пределах 70-80%) обеспечивается научно-техническим развитием ... [далее>>]

 

Место контроллинга в стратегическом управлении

Контроллинг как целостная концепция управления финансово – экономическими процессами и результатами деятельности находят все более широкое распространение в практике российских организаций ... [далее>>]

 

Место туризма в общенациональной и региональной экономике

... Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, расширению международных контактов ... [далее>>]

 

Типичные стейкхолдеры гостиничного предприятия

... Среди основных интересов стейкхолдеров можно отметить стабильное прогрессивное функционирование и развитие предприятия, его устойчивое положение на рынке, позитивный имидж, рост рентабельности продукции и услуг. Для гостиничного предприятия можно выделить следующие типичные группы стейкхолдеров ... [далее>>]

 

Основные моменты приобретения тура через INTERNET

... Интернет все больше и больше проникает в нашу жизнь, превращаясь из экзотики в мощнейший механизм, необходимый буквально каждый день. При приобретении интересующего Вас тура необходимо освоить некоторые особенности национального интернет-турбизнеса ... [далее>>]

 

Инвестиционная стратегия предприятия

В настоящее время всё большее число предприятий осознают необходимость перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научных методологий, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся внешним условиям ... [далее>>]

 

Концепция комплексного развития землепользования на территории Владимирской области

... В целях решения первой из перечисленных задач должна выстраивать свою деятельность система управления земельно-имущественным потенциалом территории. Кроме того, стимулами привлечения инвестиций является создание гарантий прав на землю и недвижимое имущество ... [далее>>]

 

Стратегия менеджмента экономического роста

В условиях наметившейся в России стабилизации экономики перед менеджментом многих регионов встает вопрос управления хозяйствующими субъектами, ориентированный на обеспечение их долгосрочного экономического роста. Однако в отечественной практике менеджмент экономического роста используется крайне слабо ... [далее>>]

 

Некоторые аспекты формирования региональной стратегии развития
Формирование стратегий развития регионов должно стать неотъемлемой частью управления государством. В настоящее время это особенно важно, учитывая существенные различия в уроне развития отдельных регионов и достаточно обширный перечень функций, возложенных на региональные власти ... [далее>>]

 

Демографическая ситуация и стратегия развития области
Важнейшая задача любого проекта по стратегическому развитию территории – создание необходимых условий для жизнедеятельности населения, повышение качества жизни и жизненной среды ... [далее>>]

 

Возможности области в комплектации иностранных автомобилей
На территории региона функционирует пять крупных предприятий по выпуску автокомпонентов, светотехнических изделий, электрооборудования и приборов для автомобилестроения России с численностью работающих около 15 тыс. человек ... [далее>>]

 

Предприятия оборонного промышленного комплекса области
... В настоящее время ОПК представлен 18 предприятиями, имеющими оборонное значение, и 7 организациями, участвующими в исполнении оборонного заказа по группам изделий тылового комплектовочного обеспечения ... [далее>>]

 

Проблемы ОПК области
Итоги последних лет свидетельствуют предприятия ОПК прошли период «перестроечной депрессии». Но вместе с тем, на фоне устойчивой динамики роста показателей социально-экономического развития области, более ярко проявляются проблемы, сдерживающие работу ОПК ... [далее>>]

 

Состояние, перспективы, условия развития ЗАТО г. Радужный
Город Радужный основан в 1972 году расположен в лесном массиве в 25 километрах от города Владимира в юго-западном направлении ... [далее>>]

 

Весь список статей >>


Поиск необходимой информации на сайте: