Заграничные траты россиян по кредитным картам в 2009 году в пересчете на иностранную валюту немного сократились, но в рублевом эквиваленте превысили уровень 2008 года, говорится в исследовании Ситибанка. Россияне стали меньше расходовать денег на покупку ювелирных изделий и товаров для дома, при этом возросла доля трат на транспорт и проживание. Странами, где наши соотечественники оставляют больше всего денег, остаются США, Италия, Великобритания и Франция.
Финансовый кризис повлиял на зарубежные траты россиян. Как говорится в исследовании Ситибанка, доля платежей при пересчете на иностранную валюту снизилась с 19,4 до 18% от общего объема, однако при пересчете на рубли траты в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказались чуть больше из-за девальвации национальной валюты. Руководитель управления кредитных карт Ситибанка Михаил Бернер отметил, что в этом году «россияне не стали кардинально менять или отказываться от своих потребительских привычек в путешествиях за рубежом». Об этом свидетельствует небольшая положительная динамика роста средней транзакции в рублях и увеличение объема трат в рублях почти по всем категориям покупок и наиболее популярным туристическим направлениям. «Влияние кризиса проявилось прежде всего в резком падении темпов роста объема зарубежных покупок — за пять лет был показан самый незначительный рост», — поясняет Михаил Бернер. При этом падение расходов в абсолютных значениях в валюте он связал с девальвацией рубля.
В 2009 году снизился и средний размер покупки. Наибольший спад продемонстрировали покупки ювелирных изделий и товары для дома, причем последняя категория показала падение размера средней транзакции как в долларах, так и рублевом эквиваленте. В то же время все остальные категории (гостиницы, авиалинии, универмаги и др.) в пересчете на рубли показали небольшой рост.
Первые места по объему покупок россиянами уже несколько лет занимают США, Италия, Великобритания и Франция. США сохраняют абсолютное лидерство на протяжении последних пяти лет. Это объясняется и тем, что большая часть туристов совершает в США индивидуальные поездки, которые характеризуются более высокими тратами в стране пребывания и включают дополнительные транспортные расходы на передвижение из одного города в другой. Италия последние три года удерживает почетное второе место, сохраняя звание «модной столицы». Великобритания завоевала «бронзу», оттеснив Францию на четвертое место. Также отметим, что Франция последние пять лет теряет позиции.
Объединенные Арабские Эмираты давно стали одним из ведущих мировых курортов, а также излюбленным местом шопинга для многих состоятельных туристов из России. За это время ОАЭ также приобрели имидж курорта luxury, и, возможно, именно поэтому регион стал лидером падения спроса на товары и услуги класса люкс. Самой популярной страной для покупки ювелирных изделий у россиян является Турция: 23% всех трат в этой стране приходится на украшения, для одежды и обуви — Италия (около 41% всех трат).
Несмотря на спад, расходы в магазинах одежды по-прежнему занимают уверенную вторую позицию в рейтинге популярности мест покупок. Эксперты Ситибанка уверены, что россияне за рубежом будут тратить деньги на одежду до тех пор, пока розничные цены на популярные мировые бренды в России будут оставаться неоправданно высокими.
Комментируя итоги исследования, Михаил Бернер отметил, что последние годы доля зарубежных трат наших соотечественников постоянно росла — это свидетельствовало о том, что путешествия за рубеж становились все более доступны. По мнению заместителя гендиректора УК «Альфа-Капитал» Якова Гальперина, кризис еще не дошел до той стадии, когда люди начали бы сокращать инвестиции в себя. «В бизнес — да, но инвестиции в себя будут уменьшаться в последнюю очередь», — отмечает Яков Гальперин. По его словам, стоит учитывать, что клиенты Ситибанка — более состоятельные люди, которые все-таки сохранили работу и достойный заработок, не говоря уже о сбережениях. Поэтому, по словам г-на Гальперина, ничего удивительного в том, что они продолжают тратить приличные деньги за рубежом, нет. «Расплачиваются кредитными картами за рубежом далеко не бедные, а скорее весьма обеспеченные люди, поэтому выборка не очень репрезентативная», — также считает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. Поэтому, по его словам, делать выводы о тратах всех россиян и утверждать, что они возросли, на основе исследования Ситибанка он бы не стал.
Рост цен на продовольствие в ближайшее десятилетие продолжится, хотя его темпы снизятся. Об этом говорится в опубликованном на прошлой неделе докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доклад о перспективах отрасли в 2008—2017 годах подготовлен в преддверии Всемирного продовольственного саммита ... [далее>>]
Согласно рейтингу статистического бюро ЕС, самой богатой страной союза является Люксембург: коэффициент соотношения ВВП на душу населения и покупательской способности жителей здесь составляет 276 баллов, что почти в три раза больше, чем средний показатель для ЕС ... [далее>>]
Покупательская способность жителей большинства стран Евросоюза неуклонно падает – таковы данные, обнародованные статистическим агентством Eurostat. Падение уровня потребительских расходов в 15 из 27 государств ЕС происходит уже третий месяц подряд. По мнению экспертов, данный факт указывает на реальность экономической рецессии в еврозоне, инструментов для выхода из которой у Брюсселя и национальных правительств пока по-прежнему нет ... [далее>>]