Чем грозит дефицит бензина
Цены на бензин в России продолжают стремительно расти. Только за последнюю неделю оптовые цены на топливо увеличились на 1,7%. Согласно данным Московской топливной ассоциации, потребительские цены на автомобильный бензин на 9 ноября 2007 года в московских АЗС следующие: литр ДТ стоит 17,88 руб., Аи-80 — 16,70 руб., Аи-92 — 19,54 руб., а А-95 — 20,55 руб. Оптовые цены также растут: в первую неделю ноября, по данным Русского топливного агентства, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 выросла на 5,5%, А-76 — на 1,4%, дизтопливо — на 4,4%.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», для пресечения спекуляций на этом рынке Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести для Московского нефтеперерабатывающего завода обязательную отчетность о плановых остановках. Ответственность за исполнение будут нести заводы-производители.
В настоящий момент ФАС разрабатывает предложения о внесении изменений в порядок раскрытия НПЗ информации о плановых ремонтах. Об этом в кулуарах VI Всероссийской конференции «Рынок нефтепродуктов и нефтехимии в РФ» рассказал «Коммерсанту» Александр Пироженко, начальник управления контроля ТЭК ФАС.
«Сейчас заводы уведомляют о плановых остановках Минпромэнерго, но делать это не обязаны, — пояснил чиновник. — А нам кажется, что должна быть предусмотрена ответственность за раскрытие информации. Мы хотим, чтобы компании не только четко указывали сроки ремонта, но и сообщали, в каком объеме планируется сокращение производства нефтепродуктов, а также указывали запасы на заводах и в нефтехранилищах».
При этом на рынке острый дефицит горючего, распродаются его остатки. Ситуация с топливом в стране угрожающая, рассказал газете «Ведомости» владелец одной из независимых сетей АЗС. Он убежден, что это сознательная политика, направленная на выдавливание независимых торговцев. В убыток себе, говорит он, торговать никто не будет. Сотрудники исследовательского центра «Кортес» сообщают, что бензина в продаже на свободном рынке почти не осталось.
На скачок цен влияет множество факторов. Самый очевидный — ускоряющаяся предвыборная гонка, во время которой цены в России «по традиции» увеличиваются. Помимо мировых тенденций, на ценообразование бензина влияет целый ряд внутренних факторов: сезонность, рост стоимости естественных монополий, таких как металлургия и электроэнергия, внезапно возникший дефицит топлива на внутреннем рынке либо модернизация нефтеперерабатывающих заводов.
Еще в октябре Московский нефтеперерабатывающий завод объявил, что не будет в ближайшее время поднимать цены на бензин. А в начале ноября Московская нефтегазовая компания также объявила мораторий на повышение цен на своих заправках. Кроме того, как сообщили в компании, «в интересах москвичей и для обеспечения социальной стабильности» все светлые нефтепродукты, производимые на Московском НПЗ, компания будет направлять на столичный рынок, отказавшись от самого дорогого — от экспорта.
Эксперты полагают, что если к концу ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно — на 1,5–2 руб. за литр — поднимать цены, либо закрывать АЗС. Крупные компании, занимающие 85% оптового рынка, говорят, что топливо у них есть только для своих сетей.
Директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков отмечает, что заводы и так подают информацию, касающуюся планов ремонта, в Минпромэнерго. «Никто не мешает ФАС запрашивать эти данные, — говорит эксперт. — Кроме того, у Минпромэнерго есть информация с заводов по объемам производства и переходящим остаткам».
В течение последних нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению автопарка в России. Представитель холдинга «Лукойл» Геннадий Красовский возражает, что «никто никого с рынка выдавливать не собирается», а высококачественного топлива действительно не хватает. По его мнению, это связано с тем, что за 10 месяцев россияне приобрели 1,1 млн иномарок, а новых НПЗ в последние годы никто не строил.
«В этом году не случилось ничего экстраординарного в плане остановок: заводы всегда ремонтируются в одно время — в апреле–мае и в сентябре–октябре, — говорит гендиректор Московского НПЗ Сергей Нетесанов. — Однако теперь все больше НПЗ переходят в режим ремонта, который будет длиться 2–3 года. МНПЗ с 2006 года также удлинил цикл и встает на ремонт один раз в год — в один год весной, в другой — осенью. В этой связи имеет смысл изучить график ремонтов и затем подумать, стоит ли его регулировать». МНПЗ уведомляет об остановке на ремонт только поставщиков нефти, а также размещает информацию об этом на своем сайте. Представители ФАС считают, что регулирующий орган должен существовать «для порядка», хотя основные и окончательные решения в этой сфере все рано будут принимать в правительстве.
Между тем эксперты полагают, что в январе 2008 года цены на топливном рынке придут в норму: будут продолжать расти, хотя уже не так стремительно. Одной из составляющих цены является стоимость электроэнергии, тарифы на которую повышаются раз в год.
Автор (источник): Александра Суперека, «Бизнес-журнал Онлайн»
Газовая атака
Факт создания «газовой ОПЕК» можно считать свершившимся. Вчера в Москве участники Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) утвердили устав организации, тем самым придав неформальному объединению статус постоянной организации. Ее члены, как сообщил министр энергетики России Сергей Шматко, будут координировать все основные направления своей деятельности в газовой сфере. Важнейшим направлением, по его словам, будет разработка нового механизма ценообразования на газовом рынке. По мнению экспертов, новая организация должна сделать газовый рынок более прозрачным, а поставщиков и потребителей более ответственными ... [далее>>]
Германия обиделась на США
Политическое давление США на своих европейских партнеров по вопросу строительства газопровода Nord Stream вызывает все большее раздражение в Германии. По данным немецкой газеты Handelsblatt, правительство ФРГ заявило посольству США в Берлине официальный протест в связи с призывами американского посла в Стокгольме помешать реализации проекта. Эксперты отмечают, что попытки США изолировать Россию начинают угрожать энергетической безопасности Европы ... [далее>>]
По команде ФАС cнижаются цены на бензин
Требование Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России снизить стоимость нефтепродуктов дало первые плоды. После уменьшения стоимости авиакеросина «Газпром нефть» снизила розничные цены на бензин в среднем на один рубль. С авиакеросина начал и ЛУКОЙЛ. Холдинг объявил о его удешевлении на 9%. Компании утверждают, что снижение цен стало результатом уменьшения стоимости нефти. Однако эксперты уверены, что дешевеющее топливо исключительно заслуга ФАС и до конца года цены могут просесть на 3,5—5% ... [далее>>]
Нефтяная заначка
Москва намерена наряду с членами ОПЕК оказывать влияние на нефтяные цены на мировом рынке. По словам вице-премьера правительства Игоря Сечина, Минэнерго рассматривает возможность создания резерва добычи нефти, чтобы эффективнее управлять ценами. По мнению экспертов, чтобы влиять на ценообразование на рынке нефти, России необходимо иметь запасные мощности добычи более 1 млн барр. в день ... [далее>>]
Новый кризис не за горами
В 2013 году мир может столкнуться с еще более серьезными экономическими проблемами, чем те, которые наблюдаются сейчас. С таким прогнозом выступил директор Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуа Танака. По его мнению, если спрос на «черное золото» вновь вырастет, стоимость нефти может взлететь до 200 долл. за баррель. Отраслевые эксперты не исключают резкого роста нефтяных цен ... [далее>>]
Весь список статей >>
|