Бизнес и финансы

"Будущее уже не то, что было раньше"
Поль Валери

КАРТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Rambler's Top100
Поделиться ссылкой:

Инвестиции


Инновационный сценарий развития территории

 

В настоящее время инновационным процессам принадлежит кардинальная роль в современной экономике и в региональном развитии. Они вызваны к жизни острейшей конкурентной борьбой на рынках сбыта и теперь становятся базовыми стратегиями бизнеса, в которых знания вместе с социальным капиталом создают конкурентные преимущества отдельных стран и регионов в большей степени, чем их природные ресурсы. Этому содействует прогресс в области информационных технологий и телекоммуникаций, который справедливо называют информационно-технологической революцией.

Инновационные процессы становятся основными источниками благосостояния и развития, в особенности в контексте современной парадигмы устойчивого развития. Анализ стратегий устойчивого развития для ряда регионов России показал непродуктивность большинства отраслей экономики (с учетом экологических и социальных издержек) при отсутствии инноваций, что означает структурную неэффективность региональной системы в целом и показывает, что других резервов развития региона кроме качественных технологических и организационных изменений не существует.

Это говорит об актуальности проблемы моделирования инновационного фактора развития в более общей постановке, чем традиционная, при которой анализ, по существу, сводится к модификации производственных функций с учетом технологического прогресса. Необходимо учесть, что инновационные процессы в реальности взаимосвязаны не только с производственными, но и с другими процессами, протекающими в социо-эколого-экономической системе. Также необходимо отразить возможность активного управления инновационными процессами с оценкой соответствующих затрат в сравнении с общим эффектом, получаемым благодаря этим затратам.

Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа). Необходимость технического перевооружения локомотивных отраслей экономики России (машиностроение, металлургия, нефтехимия, транспорт), значительное сокращение в количественном и качественном отношении научно-технических отраслевых институтов и центров привели к тому, что в России начал формироваться слой мелких инновационных и инжиниринговых фирм, с одной стороны, а с другой — на крупных предприятиях и холдингах образуются подразделения, связанные с разработкой и внедрением инноваций, повышающих эффективность бизнеса. Однако механизм системного использования научных разработок для управления конкурентными преимуществами в промышленном производстве в России еще не сложился. Отечественная обрабатывающая промышленность, по-видимому, не может быть в ближайшие годы источником инновационного рывка из-за отсутствия финансовых ресурсов, кадров, структуры управления и сопровождения инновационной деятельности, ориентации на экстенсивную стратегию развития и ценовую конкуренцию. Таким образом, в ближайшее время центрами системной интеграции инновационной активности в России могут быть территории и сохранившаяся система вузовской и академической науки.

Таким образом, на основании проведенного исследования результативности инновационной деятельности территорий можно сделать следующие выводы:

1. Во многих территориях ИД не выделяется в управленческой практике и учете результатов как отдельный вид деятельности, что затрудняет анализ инновационной активности и управление.

2. В структуре инновационного потенциала превалируют не коммерциализованные результаты научно-исследовательской деятельности и зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности, в то время как ресурсная и инфраструктурная база ИД развита крайне слабо.

3. Многие территории для поддержки инновационной деятельности пользуются услугами внешних по отношению к ней структур, не развивая собственную инфраструктуру ИД.

В рамках построения инновационной системы территории и достижения существенного вклада результатов инновационной деятельности в валовой региональный продукт вузам необходимо одновременно действовать в двух направлениях: трансформировать внутреннюю организационную структуру в форму учебно-научно-инновационного комплекса, поставляющего на рынок конкурентоспособную инновационную продукцию; создавать на своей базе инфраструктуру поддержки и сопровождения инновационной деятельности в регионе. Роль вуза как производителя инновационной продукции подразумевает решение следующих задач по развитию внутривузовской инфраструктуры:

· выделение инновационной деятельности (наряду с научной и образовательной), создание внутривузовской инновационной системы как части ИД Минобразования России, основным институциональным элементом которой являются инновационно-активные подразделения (кафедры, центры, институты, лаборатории и пр.);

· формирование инфраструктуры стратегического и оперативного инновационного менеджмента вуза, опирающейся на специализированные подразделения трансфера технологий и интеллектуальной собственности, управляющих инновационными проектами, создаваемыми на их базе бизнесами и интеллектуальными ресурсами;

· целенаправленная деятельность по созданию на базе вуза и с его участием сети малых предприятий наукоемкого бизнеса, основной задачей которых являются эффективные коммерциализация и использование инновационного потенциала высшей школы;

· формирование системы передачи части результатов инновационной деятельности в учебный и научный процессы с целью их расширенного воспроизводства;

· создание совместно с региональным уровнем исследовательских отраслевых лабораторий и исследовательских центров, встроенных в инновационные процессы высокотехнологичных кластеров и предприятий реального сектора экономики;

· создание координирующих инфраструктурных элементов (советов, рабочих групп и пр.) для интеграции инновационной деятельности вузов при выполнении крупных инновационных проектов регионального уровня;

· создание постоянно действующих институтов, необходимых для продвижения на рынок инновационной продукции — выставок, конкурсов, ярмарок и иных интерактивных технологий, нужных для развития спроса и конкурентной среды, а также ассоциативных объединений для защиты интересов инновационного бизнеса, развития законодательной, финансовой, материально-технической базы инновационной деятельности и рынка инновационной продукции.

К важнейшим принципам принятия долгосрочных инвестиционных решений, связанных с оценкой эффективности реальных инвестиционных проектов относятся:

1. Рассмотрение и анализ проекта на протяжении всего жизненного цикла (расчетного периода) — от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта.

2. Моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют.

3. Сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта).

4. Принцип положительности и максимума эффекта. Чтобы проект был признан инвестором эффективным, необходимо, чтобы эффект от его реализации (доход или прибыль) был положительным. При сравнении ряда альтернативных проектов предпочтение отдается проекту с максимальным значением эффекта.

5. Учет фактора времени при оценке проекта, включая динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения. Учитываются также разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой. Принимается во внимание неравноценность разновременных затрат и результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат).

6. Учет только предстоящих расходов и поступлений. При расчетах показателей эффективности (доходности и периода окупаемости) должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта расходы и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных основных средств, а также возможные потери, непосредственно вызванные реализацией проекта. Например, от прекращения действующего производства в связи с созданием на его месте нового. Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью. Она характеризует максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их возможным альтернативным использованием. Прошлые уже произведенные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (вне данного проекта) доходов в будущем, в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют.

7. Сравнение «с проектом» и «без проекта». Оценка эффективности инвестиционного проекта должна осуществляться сравнением ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом».

8. Учет всех наиболее существенных последствий проекта (экономических, экологических, социальных и др.).

9. Учет наличия различных участников проекта, несовпадения их интересов и неодинаковых оценок стоимости капитала, что выражается индивидуальными значениями нормы дисконта.

10. Многоэтапность оценки на стадиях обоснования капитальных вложений, разработки технико-экономических обоснований (ТЭО), выбора схемы финансирования, мониторинга и т. д. На каждой стадии стоимость проекта определяется заново с различной степенью достоверности или уточняется.

11. Учет при разработке проекта факторов инфляции и риска, а также возможности использования при его реализации нескольких валют.

12. Учет при оценке эффективности проекта потребности в оборотном капитале для вновь создаваемого предприятия.

Решения обычно принимаются на основе частных стоимостных критериев: объема получаемых или затрачиваемых средств, добавленной стоимости, прибыли, процента на капитал и др. Между тем, критерием эффективности экономики в целом является конечный продукт, используемый для потребления и накопления.

Одним из важнейших аспектов стратегического развития регионов является сбалансированность принципов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов, обусловливающая устойчивое развитие и рынка, и социальной сферы. В первую очередь необходимо увязать принципы рыночной свободы и социальной справедливости, обеспечить их равновесие, что предполагает эффективное сочетание свободного предпринимательства и государственного регулирования экономики, свободы хозяйственной деятельности и личной ответственности, расширение социального партнерства и т.д. Равновесие должно иметь динамический характер, т. е. не исключать того, что в отдельные периоды может возрастать роль либо социальных, либо экономических факторов. Для соблюдения баланса интересов между регионом, который стремиться преодолеть социально-экономические проблемы, и инвестором, цель которого – извлечь максимальную прибыль и закрепиться на рынке, строится многокритериальная модель выбора приоритетных объектов инвестирования, как элемент общей региональной модели. Инвестиционная составляющая базисной функции цели отражает те показатели экономической эффективности, которые согласовывают интересы всех участников инвестиционного процесса: объем производства; совокупная стоимость проекта; стоимость одного создаваемого рабочего места; показатель рентабельности проекта; индекс доходности проекта; диверсификация риска.

Процесс построения системы моделей многоуровневого типа состоит из последовательных этапов. Для этого используется методика построения сценариев, которые разрабатываются с привлечением квалифицированных специалистов, имеющих опыт анализа социально – экономических процессов и явлений. Таким образом, формирование самого сценария происходит на качественном и количественном уровнях. Экспертные оценки сценариев трансформируются во встроенные в модель величины. Полученные результаты в дальнейшем служат для формирования самой модели, а также для аналитических и прогнозных расчетов. Посредством итераций (расчетные данные сопоставляются с мнением экспертов или фактическими показателями) достигается определенный уровень адекватности реальных процессов.

С методической точки зрения речь идет о процессе, в котором на первом этапе учитываются основные тенденции развития региональной экономики, а также определяются соответствующие им цели и ограничения. На следующем этапе производится анализ базисного варианта экономического развития, сформулированные стратегии приводятся к виду задач, решаемых с помощью системы моделей; результатом решения являются элементарные варианты. Эти варианты, по сравнению с базисным, отражают изменения при развитии в некоторой изолированной области региональной экономики. Например, изучаются последствия уменьшения объемов потребляемых энергоресурсов на выпуск продукции. На третьем этапе эти варианты оцениваются в соответствии с заранее заданными критериями с целью выбора тех вариантов, которые возможно и целесообразно использовать. На четвертом этапе комбинируются выбранные стратегии и вновь приводятся к новым задачам, решаемым с помощью системы моделей; результатом решения являются комбинированные варианты. В них отражаются последствия одновременного воздействия относительно изолированных процессов и явлений. И на последнем этапе в соответствии с заданными критериями осуществляется комплексная оценка комбинированных вариантов. Если в результате выявлено превышение поставленных ограничений, недопустимое отклонение от поставленных целей или несогласованность полученных оценок, то данные варианты считаются неприемлемыми.

Для этого процесса типично чередование двух постепенно модифицирующихся шагов – формирование вариантов и их оценка. Для формирования вариантов в качестве инструмента служит базисная модель, с помощью которой решаются различные задачи регионального функционирования и развития, в том числе и применительно к проблемам инноваций.

 

Автор (источник): Лаптев О.В., зав. кафедрой экономики ВФ РАГС

 

 

 


Использование технологий стратегического управления в регионе

Эффективность стратегического управления в регионе во многом определяется созданием целостной системы управления на всех уровнях муниципального и регионального управления. О завершенной или целостной системе можно говорить в том случае, если стратегии развития разрабатываются на уровне предприятий и организаций, муниципальных образований и отраслей хозяйственного комплекса и социальной сферы региона ... [далее>>]




Стратегичность компромиссного решения

Типичная ошибка в стремление отыскать лучшее решение проблем, возникающих в социальных и экономических системах, проявляется в попытке достичь максимальной эффективности при минимальных затратах. ... [далее>>]





Весь список статей >>