НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС СПРОС НА КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ НЕ СНИЖАЕТСЯ
Владимирская область, как и большинство регионов страны, сегодня стоит на пути преодоления очень серьезных проблем, связанных с обострением ситуации на рынке труда.
За последние годы население области сократилось более чем на 36,5 тыс. человек (в 2006 г. - на 13,3 тыс. человек, в 2007 г. – на 12,3 тыс. человек, в 2008 г. – на 10,9 тыс. человек). Число умерших в 2008 г. превысило число родившихся на 11,5 тыс. человек.
Доля численности населения моложе трудоспособного возраста в общей численности населения снижается ( 2002 г. – 16,6%, 2005 г. – 14,9%, 2008 г. – 14,1%).
Продолжается процесс старения населения. В 2002 г. численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 23,8%, в 2005г. - 23,9%, 2008г. – 24,3%. По прогнозной оценке численность населения ежегодно будет сокращаться в среднем на 7,2 тыс. человек и уменьшится к 2015 году на 41,8 тыс. человек, а к 2026 году область потеряет 119,3 тыс. человек.
В средне- и долгосрочной перспективе может возникнуть ситуация, когда выбытие населения трудоспособного возраста не будет восполняться вхождением в трудовую деятельность новой молодой категории населения.
В этих условиях возникает необходимость более эффективного использования имеющейся рабочей силы, поскольку ситуация на рынке труда области в настоящий момент сложная.
В условиях финансового кризиса увеличились объемы движения рабочей силы.
Только за девять месяцев прошлого года выбыло с крупных и средних организаций области 97,7 тысячи человек (24% среднесписочной численности). При этом с формулировкой “по собственному желанию” уволились более 70 тысяч человек (18% среднесписочной численности).
По чти 9% экономически активного населения к концу 2008 года не имели занятия, но активно искали его и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.
Всего в 2008 году в ГУ центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились боле 70 тыс. граждан, или на 6,7% больше, чем в 2007 году. Рост обращений граждан в центры занятости населения наблюдался в IV квартале, а наибольший - в декабре, когда число граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, увеличилось по сравнению с 2007 годом в 2,5 раза.
В числе обратившихся: граждане, оставившие место работы по собственному желанию; уволенные по соглашению сторон, либо по сокращению численности или штата; лица, возобновляющие трудовую деятельность после длительного перерыва, а также выпускники различных учебных учреждений и учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. При этом численность граждан, потерявших работу в результате ликвидации организаций и сокращения штата, увеличилась на 12,7% и составила 4,9 тыс. человек, число граждан, желающих сменить место работы, увеличилось на 29,4%, а лиц, ищущих работу после длительного перерыва, – на 4,1%.
В 2008 году центрами занятости населения зарегистрированы в качестве безработных 34,5 тыс. граждан, что на 10,2% больше, чем в предыдущем году.
Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, вырос с 1,7% в начале 2008г. до 2,2% в конце года.
58,5% безработных граждан - женщины, 9,7% составляют граждане предпенсионного возраста, и, что самое нежелательное, растет в числе зарегистрированных безработных доля молодежи (с 26,6 до 28,6%).
Более 37% безработных граждан имеют высшее и среднее профессиональное образование, около 24% - начальное профессиональное образование.
Заявленная потребность в работниках в период с января по октябрь стабильно росла и в целом за 2008 год составила 95,2 тыс. человек, из них 81,5% - вакансии по рабочим профессиям. С октября 2008 г. в результате ухудшения ситуации в организациях области наблюдалось более резкое, чем в предыдущих годах, сокращение спроса на рабочую силу. По состоянию на начало 2009 года число вакансий снизилось до 7,1 тыс. единиц, или на 37% относительно предыдущего года (на 01.01.2008г. – 11,3 тыс. чел.).
Произошел дисбаланс потребности в работниках и соискателей вакансий.
Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем по области увеличился с 1,3 человека в начале года до 2,8 человека в конце.
Вот на фоне таких итогов на рынке труда необходимо продолжать работу по подготовке квалифицированных кадров для экономики области, поскольку развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы.
Проблема дефицита высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов существует практически во всех сферах экономики региона и решить ее можно только в тесном взаимодействии учебных заведений, органов власти и руководителей предприятий и организаций.
При подготовке специалиста учреждения профессионального образования должны ориентироваться на требования работодателей: специалист должен быть конкурентоспособным на рынке труда, готовым к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильным.
Важнейшей задачей органов государственной власти Владимирской области является создание условий для повышения качества трудовых ресурсов на региональном рынке труда на основе:
- выработки кадровой политики региона как составной части развития экономики;
- анализа реального состояния трудового потенциала, выявления в нем позитивных и негативных тенденций, перспектив развития;
- взаимодействия кадровой политики государства, региона и предприятия.
В соответствии с постановлением Губернатора области «О плане мероприятий по реализации предложений, критических замечаний, высказанных в докладе Губернатора области на областном экономическом совещании 21 февраля 2008 года» в Стратегию социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года включен раздел, отражающий развитие кадрового потенциала Владимирской области.
Стратегической целью развития кадрового потенциала является определение основных приоритетов деятельности по осуществлению государственной политики в развитии трудовых ресурсов региона, направленной на эффективное использование трудового потенциала, совершенствование системы подготовки кадров, обеспечение экономики области высококвалифицированными рабочими и специалистами, повышение качества и мобильности рабочей силы на рынке труда, совершенствование системы профессионального образования, приведение в соответствие структуры кадрового потенциала стратегическим целям социально-экономического развития Владимирской области.
Для достижения поставленной цели в перспективе необходимо решение следующих задач:
- совершенствование действующей нормативной правовой базы, направленной на регулирование процессов кадрового обеспечения;
- развитие регионального рынка труда, содействие обеспечению экономики региона рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;
- повышение эффективности функционирования системы профессионального образования области;
- развитие системы профессиональной ориентации и трудовой мотивации молодежи и незанятого населения;
- развитие социального партнерства, совершенствование механизма взаимодействия работодателей и образовательных учреждений по вопросам целевой подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации персонала;
- развитие системы профессионального обучения персонала на производстве;
- информационное сопровождение рынков труда и образовательных услуг, информирование населения.
В целях совершенствования действующей нормативной правовой базы в 2008 году принято и реализуется постановление Губернатора области от 18.08.2008 № 586 « О формировании отраслевого заказа на подготовку квалифицированных кадров для отдельных сфер экономики Владимирской области», которым утверждено Положение об организации, размещении и финансировании отраслевого заказа на подготовку квалифицированных кадров для отдельных сфер экономики области. Положением определены цель отраслевого заказа, порядок его формирования, размещения и контроля за реализацией.
Разработка и реализация мер по использованию кадрового потенциала Владимирской области требует комплексного подхода к управлению данными процессами.
Ежегодно, с 2001 года, департамент по труду и занятости населения администрации области совместно с органами местного самоуправления проводит мониторинг потребности организаций в подготовке кадров для выполнения своих производственных программ.
В мониторинговом обследовании принимают участие более 2000 организаций всех форм собственности и различных сфер деятельности области, более 80% организаций заявляют в адрес органов местного самоуправления о своей потребности в подготовке квалифицированных кадров.
По данным обследования, проведенного в 2008 году, которым охвачены предприятия обрабатывающих производств, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, предприятия оптовой и розничной торговли, организации здравоохранения и предоставления социальных услуг, образования, культуры, органов государственного управления и др., на среднесрочную перспективу 2009 - 2012 годов экономика области будет нуждаться в 10-12,5 тысячах рабочих и специалистов. При этом наибольший спрос существует на квалифицированные рабочие кадры – в среднем, 75% от общей потребности в кадрах.
В среднем, 70,5% общей потребности в подготовке рабочих кадров – это потребность предприятий обрабатывающих производств; 8,7% - жилищно-коммунального хозяйства, 7,5% - торговых фирм, 4,8% - сельскохозяйственных кооперативов.
Обследования показали, что экономика области испытывает необходимость в токарях, фрезеровщиках, станочниках, наладчиках станков и оборудования, слесарях, сварщиках, электромонтерах по ремонту и обслуживанию электрооборудования, сборщиках электрических машин и аппаратов, водителях и слесарях по ремонту автомобилей, в рабочих строительных профессий. Необходимы рабочие кадры предприятиям машиностроения, текстильного, стекольного и швейного производства, сельского, лесного и жилищно-коммунального хозяйства. Ситуация осложняется тем, что представители большинства наиболее востребованных профессий, по мнению работодателей, должны иметь уровень квалификации в диапазоне от 4-го до 6-го разряда. Образовательные учреждения не могут предложить такого высокого уровня подготовки рабочих кадров: по большинству специальностей начального профессионального образования присваивается 3-й разряд.
Обследованиями выявлены более 140 профессий, подготовка по которым не определена отраслевым заказом, а потребность в них многие предприятия испытывают. Среди них: оператор котельной, литейщик на машинах для литья под давлением, литейщик пластмасс, водитель погрузчика, оператор машинного доения, формовщик, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, слесарь аварийно-восстановительных работ, шлифовщик и др.
По отдельным профессиям подготовка кадров в учреждениях начального профессионального образования продолжает осуществляться в меньших, чем заявленная потребность, масштабах. Подготовка рабочих по таким профессиям, как: слесарь, станочник (металлообработка), сборщик электрических машин и аппаратов, ткач, токарь-универсал, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, фрезеровщик-универсал и ряду других явно не удовлетворяет необходимой потребности организаций в кадрах. Это связано, с одной стороны, с недостатком учебных мест в образовательных учреждениях области, а с другой – нежеланием молодежи обучаться именно по этим профессиям.
Организации области испытывают потребность и в дипломированных специалистах высшего и среднего звена.
За последние годы 28-33% заявок (в зависимости от года обследования) на подготовку специалистов и руководителей высшего и среднего звена поступило от предприятий обрабатывающих производств, 22-25% - от учреждений образования, 17-19% - здравоохранения, 5-7% - культуры.
Несмотря на широкий профессиональный спектр выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, о рганизации области испытывают потребность в специалистах специальностей: дошкольное образование, сестринское дело, лечебное дело, лесное и лесопарковое хозяйство, физическая культура, социально-культурная деятельность и народное художественное творчество, зоотехния, инструментальное исполнительство, механизация сельского хозяйства; технология машиностроения, дошкольная педагогика и психология, электроснабжение, музыкальное образование, бухгалтерский учет, анализ и аудит, проектирование и технология радиоэлектронных средств, радиотехника, приборостроение, промышленное и гражданское строительство и других.
По данным мониторингового обследования 2008 года сформирован отраслевой заказ на подготовку кадров для отдельных сфер экономики Владимирской области на 2009-2012 годы, исходя из заявленной организациями области потребности в кадрах, с учетом реальных возможностей учреждений профессионального образования, где данный отраслевой заказ впоследствии должен быть размещен.
Отраслевой заказ, представленный наиболее массовыми профессиями и специальностями, востребуемыми на современном рынке труда, рассмотрен на заседании Консультационного совета по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов для отраслей экономики Владимирской области и передан на утверждение Губернатору области.
К сожалению, в структуре приема и направлениях подготовки, прежде всего, в негосударственных вузах и структурных подразделениях государственных и негосударственных вузов превалируют гуманитарные и экономические специальности. Налицо перенасыщение рынка труда специалистами в области экономических, юридических наук, менеджмента. При этом наиболее востребованными специалистами с высшим профессиональным образованием на региональном рынке труда продолжают оставаться педагоги, врачи, специалисты для жилищно-коммунального и сельского хозяйства, пищевой, текстильной, стекольной промышленности, металлургии и машиностроения, строительных организаций.
Все это свидетельствует о необходимости переориентации системы образования на потребности экономики области, а не на потребности абитуриентов и их родителей.
С другой стороны, все с большей силой вырисовывается необходимость восстановления, укрепления и развития механизмов финансирования и стимулирования деятельности предприятий по развитию персонала на производстве.
Возможности внутрифирменной системы подготовки и переподготовки персонала крайне ограничены. Функции отделов технического обучения персонала сведены до минимума, либо ликвидированы, материальная база для подготовки кадров устарела и не соответствует современным требованиям. Нет действенной нормативной правовой и методической базы по развитию персонала на производстве и обеспечению качества рабочей силы.
Вместе с тем, данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что в условиях сложившегося дефицита высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов внутрифирменная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров непосредственно на предприятиях области приобретает все большее значение.
В силу отсутствия или ограниченного объема подготовки в системе начального профессионального образования области по таким остродефицитным профессиям, как: аппаратчик различных профилей, литейщик, наладчик различного вида оборудования, сборщик изделий, слесарь различных профилей, станочник, стропальщик, токарь, формовщик, фрезеровщик, шлифовщик и ряду других работодатели вынуждены осуществлять их подготовку и переподготовку своими силами. Однако данная положительная тенденция пока не в состоянии обеспечить новое качество и мобильность рабочей силы.
Требуется изменение существующей практики внутрифирменного обучения, как самостоятельной формы развития кадров, которая должна стать своеобразным коррективом государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех ступенях профессионального образования.
Положительным примером решения проблемы повышения качества трудовых ресурсов, их образовательного, профессионального и квалификационного уровней, конкурентоспособности и мобильности на рынке труда может служить созданный в ОАО «Завод «Автоприбор» образовательный производственно-технический комплекс путем формирования интегрированной программы непрерывного профессионального обучения, включающего следующие ступени:
- начальное профессиональное образование (создание опытно-экспериментальной площадки по подготовке квалифицированных рабочих кадров ГОУ НПО ПУ № 30 на базе ОАО «Завод «Автоприбор»);
- среднее профессиональное образование (договоры о сотрудничестве в области подготовки кадров со средними профессиональными учебными заведениями);
- высшее профессиональное образование (Корпоративный институт ОАО «Завод «Автоприбор»);
- непрерывное повышение квалификации всего персонала предприятия по специально подготовленным, адаптированным и постоянно актуализируемым программам.
Автор (источник): А.В. Ковылин, директор департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области
Потребительский рынок, малое и среднее предпринимательство: тенденции и перспективы развития
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), цели и принципы государственной политики по развитию МСП.
В соответствии с новым Законом основными целями государственной политики по развитию субъектов МСП в Российской Федерации являются развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов МСП, создание благоприятных условий деятельности, обеспечение конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а также в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов ... [далее>>]
Весь список статей >>
|