Бизнес и финансы

"Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам"
Жан Жак Руссо

КАРТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Rambler's Top100
Поделиться ссылкой:

Владимирская область


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Малое и среднее предпринимательство

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), цели и принципы государственной политики по развитию МСП.

В соответствии с новым Законом основными целями государственной политики по развитию субъектов МСП в Российской Федерации являются развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов МСП, создание благоприятных условий деятельности, обеспечение конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а также в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Законом установлены следующие критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

- Средняя численность работников за предшествующий календарный год: микропредприятия с численностью занятых до 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек.

- Для юридических лиц – суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25%.

- Выручка от реализации товаров за предшествующий год не должна превышать: для микропредприятий – 60 млн.руб., для малых предприятий – 400 млн.руб., для средних предприятий – 1 млрд.руб.

К основным полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления относится разработка и реализация региональных, межмуниципальных и муниципальных программ развития субъектов МСП, формирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП и обеспечение ее деятельности, содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, образование координационных или совещательных органов в области развития МСП.

По оценке, в 2008 году на территории области действовало 8,7 тысяч малых предприятий, 193 средних предприятия, 44,4 тысячи индивидуальных предпринимателей.

Одна треть малых предприятий осуществляла свою деятельность в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (31,9 %). Значительна доля малых предприятий обрабатывающих производств (24,8 %) и строительства (12,1 %).

По предварительной оценке, на малых предприятиях в 2008 году было занято 108,7 тыс. человек. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (без микропредприятий) составила 71,3 тыс. человек. Наибольшее число работающих было занято в оптовой и розничной торговле (31%), обрабатывающих производствах (25,7%) и строительстве (21,1%).


Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий области от среднесписочной численности работников Владимирской области в 2008 году достигла 27%. По числу работающих малых предприятиях (без учета микропредприятий) в январе-сентябре 2008г область занимала 5 место в ЦФО.

По оценке, оборот малых предприятий в 2008 году составил 90,3 млрд. рублей, что на 43% больше уровня 2007 года. Оборот средних предприятий достиг 28,85 млрд.руб. – на 27,7 % больше предыдущего года.

Темпы роста оборота малых и средних предприятий Владимирской области (в действующих ценах) в отдельных видах экономической деятельности выше, чем рост оборота всех организаций и предприятий области.

В секторе малого предпринимательства наиболее высокими темпами развивались:

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – на 59,9 % больше 2007 года (по всем организациям в целом по области – на 31,7%);

- транспорт и связь – на 32,7% больше 2007 года (по всем организациям в целом по области – на 21,7%);

- гостиницы и рестораны – на 30,2% больше 2007 года (по всем организациям в целом по области – на 4,6%);

- строительство – на 28,3% больше 2007 года (по всем организациям в целом по области темпы роста снизились на 2,1%).

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – на 26,9% больше 2007 года (по всем организациям в целом по области – на 20,8%).

На средних предприятиях наиболее высокие темпы роста были отмечены в транспорте и связи (152,1% к уровню 2007 года), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (129,1%), обрабатывающих производствах (129,9%) и операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (143,4%).

По оценке, доля оборота малых и средних предприятий в 2008 году составила 30,8% от общего оборота организаций области, в том числе доля малых предприятий (без микропредприятий) – 17,5%, доля средних предприятий – 7,5 %.

Удельный вес малых (без микропредприятий) и средних предприятий в обороте по полному кругу организаций по отдельным видам деятельности составил:

- в гостиничном и ресторанном бизнесе - 69,3%;

- в строительстве – 47%;

- в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве –42,7%;

- в оптовой и розничной торговле – 45,5%;

- в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 17,9%;

- в обрабатывающих производствах - 15,8%.

В структуре оборота малых предприятий (без микропредприятий) по основным видам экономической деятельности лидируют:

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 59%;

- обрабатывающие производства – 20,8% (Диаграмма 3).

Аналогичная картина наблюдается в структуре оборота средних предприятий, здесь лидируют обрабатывающие производства (46%) и оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (37%).

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) и средних предприятий в 2008 году cоставил 3270,6 млн. рублей.

Основной объем инвестиций направлен:

в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство – 1583,9 млн. руб.(48,4% от общего объема инвестиций);

обрабатывающие производства – 896,8 млн.руб. (27,4%);

строительство – 242,1 млн.руб. (7,4%);

гостиницы и рестораны – 135,1 млн.руб. (4,1%).

Несмотря на сложные экономические условия, высокими темпами развивалась ювелирная отрасль Владимирской области, где большую часть продукции производят малые и средние предприятия. В 2008 году предприятиями Владимирской области было представлено на опробирование и клеймение 977 тыс. штук изделий из золота весом 4,5 тонны на сумму около 3 млрд.руб. и 25 тонн изделий из серебра на общую сумму 1 млрд.руб. Рост производства в 2008 году составил 15% по золотым и 27% по серебряным изделиям.

Среди наиболее динамично развивающихся предприятий можно отметить ЗАО «Интерсильверлайн», где было налажено производство столовых приборов и посуды из серебра, ювелирный завод «Нить Ариадны», наладивший производство литьевых изделий (серьги, кольца, подвески) из золота, и ювелирный завод «Адамант», где объем производства изделий из золота в 2008 году возрос на 56%.

Сохранению позитивной динамики в малом предпринимательстве Владимирской области, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, способствует реализация мер поддержки, предусмотренных областными целевыми программами содействия развитию малого предпринимательства на 2007 – 2008 годы и на 2009-2010 годы.

В рамках реализации мероприятий Программы в 2008 году оказана финансовая поддержка в размере 22,4 млн. рублей 80 субъектам малого и среднего предпринимательства для реализации 97 инвестиционных проектов, в том числе:

- субсидирование процентных ставок по кредитам (46 проектов) за счет средств федерального и областного бюджетов на общую сумму 14,5 млн. руб.;

- субсидирование лизинговых платежей (50 проектов) за счет средств федерального и областного бюджетов – 6,4 млн. руб.,

- субсидия в размере 1,5 млн. руб. для реализации инновационно-технологического проекта ЗАО «Завод переработки покрышек № 1» «Технологическая линия по переработке изношенных покрышек», целью которого является запуск линии по переработке изношенных автомобильных покрышек в резиновую крошку, используемую в производстве строительных материалов, резиновых изделий, а также для изготовления напольного покрытия спортивных сооружений (футбольных полей, кортов, беговых дорожек).

Общий объем привлеченных средств кредитных организаций и лизинговых компаний для пополнения основных фондов в сфере малого и среднего предпринимательства составил более 1 млрд. руб.

Реализация этих проектов позволила создать более 500 новых рабочих мест.

Среди наиболее значимых проектов можно отметить проекты ООО «Авантекс» по организации производства ковролина и геотекстильного полотна, ООО «Медицина XXI век» по строительству медицинского диагностического центра в городе Коврове, ООО «Адамант» по расширению производства ювелирных изделий из золота.

Для развития системы микрофинансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предоставлены субсидии в размере 5 млн. рублей потребительским кооперативам для частичной компенсации затрат по кредитам, привлеченным с целью предоставления займов членам кооперативов - субъектам малого предпринимательства. В рамках данного направления потребительскими кооперативами дополнительно привлечены кредитные ресурсы коммерческих банков в объеме 236,4 млн. рублей для предоставления займов на реализацию 65 предпринимательских проектов.

В целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках областной адресной инвестиционной программы осуществляется строительство бизнес-инкубаторов в городах Ковров и Муром.

В целях развития сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и межрегиональном уровнях для повышения конкурентоспособности, расширения рынков сбыта и продвижения продукции организовано участие представителей предпринимательского сообщества в отраслевых и межрегиональных выставках, форумах и конференциях, среди них:

- форум «Дни малого и среднего бизнеса России – 2008» и традиционная выставка в рамках данного форума, где была организована коллективная экспозиция предприятий Владимирской области;

- IV межрегиональная выставка «Бизнес для бизнеса», способствующая развитию межрегиональной кооперации субъектов предпринимательства;

- конференция «Франчайзинг: новые возможности для предпринимателей Владимира и Владимирской области», целью которой являлось содействие внедрению передовых форм предпринимательской деятельности.

В условиях финансового кризиса вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как именно малый бизнес, возможность начать собственное дело, смогут смягчить последствия кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства. С этой целью в рамках областной целевой программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2010 годы в текущем году увеличено в 2,8 раза (с 35 до 97 млн.руб.) финансирование из областного бюджет мероприятий программы.

В программе, наряду с отработанными механизмами, такими как возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях субъектами предпринимательства для пополнения основных фондов, возмещение части затрат субъектов предпринимательства по лизинговым платежам, возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях потребительскими кооперативами, членами которых являются субъекты предпринимательства, субсидирование инновационных проектов субъектов предпринимательства, создание объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотрена реализация новых для Владимирской области механизмов государственной поддержки предпринимательства, направленных на упрощение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, создание новых предприятий и новых рабочих мест, развитие самозанятости:

- Создание фонда гарантий (фонда поручительств) – 30 млн.руб. Данный механизм направлен на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов.

- Софинансирование муниципальных программ – 7 млн.руб. Мероприятие направлено на построение эффективных механизмов по взаимодействию органов государственной власти с представителями предпринимательства в целях создания благоприятного климата для развития предпринимательства в территориях региона. Кроме этого, механизм будет содействовать более активному участию органов местного самоуправления в реализации государственной политики поддержки предпринимательства.

- Гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (безвозвратные субсидии предпринимателям на приобретение оборудования, аренду помещений и др. в первый год деятельности) – 14 млн.руб. Мероприятие направлено на создание новых субъектов малого предпринимательства и развитие самозанятости.

- Предоставление займов субъектам микропредпринимательства на поддержку начинающего бизнеса – 7 млн.руб. Этот механизм способен компенсировать наблюдающееся снижение темпов банковского кредитования сектора малых и средних предприятий и позволит расширить доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса.

- Возмещение (в форме субсидий) части затрат субъектов предпринимательства, связанных с подключением к электросетям– 1 млн.руб. Мероприятие направлено на снижение издержек субъектов предпринимательства, связанных с созданием новых производств и техническим переоснащением существующих путем увеличения мощностей оборудования, используемого в процессе деятельности. [далее>>]

 

Автор (источник): В.М. Скорик, директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области

 

 

Рынок товаров и услуг

В сфере торговли и общественного питания работает 15,5% общего числа занятых в экономике области, вклад отрасли в валовой региональный продукт – 10%. Качественные изменения структуры формирования оборота розничной торговли проявляются в повышении роли организованного рынка ... [далее>>]

 

Cтратегия развития строительного комплекса Владимирской области на 2007-2015 годы

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики Владимирской области. В настоящее время на территории области работает свыше 1300 строительных организаций, около 200 предприятий стройиндустрии и стройматериалов, 100 проектных организаций ... [далее>>]

 

Весь список статей >>