Кредит на колеса
Сектор автокредитования продолжит бурный рост
«В настоящее время в кредит продается до 50% автомобилей», — уверяет зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. Он утверждает, что даже если чисто теоретически рассматривать возможность снижения объема кредитования, очевидно, что это слабо повлияет на объемы продаж. На некоторое количество моделей машин существует очередь, поэтому вряд ли можно говорить о сколь-нибудь значимом снижении объемов продаж, самое большее, что может произойти, это небольшое снижение темпов роста объемов автокредитов в целом по стране.
Статистика говорит в пользу банкиров, так как интерес потенциальных заемщиков к автокредитованию не падает. Особым спросом, по словам заместителя начальника управления розничных операций банка «Возрождение» Сергея Капустина, продолжают пользоваться кредиты на новые иномарки. При этом намечается тенденция к увеличению спроса на кредитование автомобилей китайского производства. «Подержанные иномарки и недорогие отечественные автомобили многие предпочитают покупать за счет потребительских кредитов или кредитных карт, поскольку в этом случае не требуется страхование автомобиля и у клиента имеется большая гибкость при покупке: деньги уже с собой, и машину можно купить у знакомого, по объявлению или на рынке, не обязательно в автосалоне», — говорит г-н Капустин. «Чаще всего покупаются в кредит (имеется в виду автокредит — РБК daily.) новые иномарки, при этом размер первоначального взноса обычно варьируется от 10 до 40%, а средний срок кредита при максимальном семилетнем сроке — пять лет. Длительные сроки кредитования клиенты склонны выбирать больше для удобства. В этом случае сумма ежемесячного платежа меньше, чем при более коротком сроке», — отмечает заместитель председателя правления Русфинанс Банка Людмила Богушевская. А заместитель директора департамента розничного кредитования Бинбанка Антон Рудь считает, что в настоящий момент большинство потенциальных клиентов заинтересованы в получении кредитов в максимально короткие сроки.
Таким образом, в связи с постоянно возрастающей конкуренцией на рынке автокредитования наибольшую популярность приобретают специальные субсидированные программы, реализуемые банками совместно со страховыми компаниями и автосалонами. К подобным программам можно отнести «Беспроцентную рассрочку (факторинг)», «Кредит без подтверждения дохода», «Экспресс-автокредит». Однако многие банкиры признаются, что так называемые «облегченные кредиты» имеют свои «подводные камни»: неизбежно реальная процентная ставка значительно выше, чем у классического автокредита. «Экспресс-программы предусматривают меньшее время, располагаемое банком на проверку заемщика. То есть для банка экспресс-кредит более рискованный, что, несомненно, отражается на эффективной процентной ставке. Конечно, если желание купить машину появилось сегодня и именно сегодня нужно ее купить, то альтернативы экспресс-кредиту нет», — отмечает Сергей Капустин. Но большинство людей не принимают решение о покупке машины спонтанно — это не мобильный телефон или сломавшийся холодильник. Решение о предоставлении кредита можно получить в банке заранее, после этого будет достаточно времени на выбор машины.
Заместитель начальника департамента маркетинга и банковских продуктов Русского банка развития Сергей Сергеев советует при выборе кредитной программы отталкиваться от целей и возможностей. «Если у клиента отсутствует или совсем невелик первоначальный взнос, есть время пройти всю процедуру сделки и есть справки о доходах (по форме НДФЛ или в свободной форме, заверенной работодателем), которые подтверждают размер дохода, необходимый для получения данного кредита, то «классика» будет наиболее подходящим вариантом, — считает он. — Если же справок о доходах нет, время на поэтапное оформление выделить сложно, однако имеется какой-то первоначальный взнос, то «экспресс» вполне подойдет. Однако он будет дороже. Экспресс-кредитование имеет место в основном в ценовой категории до 20 тыс. долл. Если же есть желание приобрести более дорогой автомобиль, лучше воспользоваться «классикой».
Оформляя кредит, не стоит упускать и такой нюанс, как страховка. Сейчас многие банки навязывают заемщику страховые компании, в которых зачастую страховка значительно дороже, чем в других. Конечно, стараниями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) подобная практика становится редкостью. Не за горами тот день, когда заемщик будет сам определять страховщика, выбирая его, как говорится, из большого списка. Пока банкиры оправдываются тем, что большинство банков предлагает широкий перечень страховых компаний: число аккредитованных компаний колеблется от пяти до десяти.
Ну а с приходом на рынок банков, принадлежащих автопроизводителям, потенциальные заемщики только выигрывают, так как, чтоб не потерять рынок, российские представители финансовых институтов стали смягчать условия получения кредитов, однако это касается только сервиса и некоторых льгот, а вот процентные ставки понижаться не будут, даже наоборот. По признанию Валерия Торхова, через месяц его банк планирует пересмотреть процентные ставки в сторону повышения, и скорее всего другие банки сделают то же самое. Так что приход иностранцев не пугает отечественных банкиров.
В настоящее время в России действуют два дочерних банка мировых автоконцернов — Тойота Банк и Мерседес-Бенц Банк Рус. По информации из разных источников, выход на российский рынок планируют Renault-Nissan, General Motors и BMW. Но российских банкиров не страшит приход иностранцев на отечественный рынок автокредитования. «Программы автокредитования, которые предлагают банки автопроизводителей, существенным образом не отличаются от программ, предлагаемых отечественными банками», — уверяет Людмила Богушевская. Банкиры считают, что серьезно потеснить российские банки будет непросто.
В данном случае иностранная «дочка» работает только лишь с одним автопроизводителем, а российские банки активно сотрудничают с автосалонами, работающими практически со всеми брендами. Кроме того, финансовые подразделения иностранных автоконцернов могут потеснить российские банки только в сегменте новых автомобилей.
Автор (источник): Анна Раудсепп, РБК Daily
Особенности автокредитования под 0% годовых
... Банкиры совместно с автосалонами придумывают различные маркетинговые ходы, чтобы потеснить своих конкурентов. Многие банки сегодня предлагают приобрести автомобиль отечественного или иностранного производства без уплаты процентов ... [далее>>]
Автокредиты подешевеют
В этом году объем рынка автокредитования вырос почти на две трети. Растущий спрос на автомобили и высокая конкуренция среди банков, в том числе появление новых игроков, приводят к снижению ставок ... [далее>>]
Кредит без страха и упрека
Из трех китов розничного кредитования - потребкредиты, ипотека и автокредитование - последний остается самым беспроблемным ... [далее>>]
Весь список статей >>
|