ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Потребительский рынок
Вклад оптовой и розничной торговли, а также ремонта автотранспортных средств в формирование валового регионального продукта составляет около 13 процентов. В этих видах деятельности работает более 15% занятых в экономике региона.
В структуре потребительского рынка 72,7% занимал сектор розничной торговли, 23% рынок платных услуг и 4,3% - общественное питание.
В 2008 году рост объёмов услуг торговли составил 15,7%, общественного питания - 25,1%, платных услуг, оказанных населению области - 6,7%.
Динамика оборота розничной торговли, млрд.руб.
Оборот розничной торговли увеличился на 15,7% (5 место среди регионов ЦФО) в сопоставимых ценах и составил 82004 млн. рублей. Более чем на 20% оборот увеличился в Селивановском, Суздальском, Гороховецком районах, а также в городе Гусь-Хрустальный и округе Муром.
На городские округа (где проживает 46,5% всего населения) приходилось 65,2% всего оборота розничной торговли, в том числе на город Владимир - 42,3% оборота (23,4% населения), округ Муром – 10,6% оборота (8,2% населения).
Сохранилась тенденция формирования оборота розничной торговле в основном торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка – 92,3% (2007 год – 91,6%), их оборот возрос на 16,5%, тогда как прирост продаж на рынках и ярмарках составил 6%.
Прочное место в торговле занимает малый бизнес. Малые предприятия формировали 25,1% оборота розничной торговли, индивидуальные предприниматели, реализующие товары в стационарной торговой сети – 20%.
Непродовольственных товаров в 2008 году населению продано на 42008,4 млн. рублей, продовольственных - на 39995,6 млн. рублей. В товарной массе это составило соответственно 124% и 107,1% к уровню 2007г.
В 2008 году из непродовольственных товаров наиболее существенно (более чем на 19-20% в сопоставимых ценах) выросла по сравнению с 2007 годом розничная продажа легковых автомобилей, бытовых холодильников, мебели, стиральных машин (на 16-18%), телефонов, персональных ЭВМ, телевизоров, электропылесосов.
Практически в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в розничной торговле (26-28 дней торговли).
В 2008 году продолжалось развитие инфраструктуры потребительского рынка, способствующее развитию конкурентной среды. Обеспеченность торговыми площадями в расчёте на тысячу жителей по области возросла с 474 кв.метров в 2007 году до 505 кв.метров в 2008 году.
Торговая сеть пополнилась новыми современными торговыми центрами и магазинами с современным торгово-технологическим оборудованием и широким перечнем услуг для покупателей: гипермаркет «Глобус», «Унистрой» (новое строительство), «Мегаторг» (реконструкция) в городе Владимире, «Флагман», «Магнит», «Максимум», «Неженка» в городе Муроме.
Для удобства покупателей в торговых центрах наряду с разнообразными торговыми услугами: продажа по образцам и заказам, салонная торговля, продажа в кредит и с рассрочкой платежа, бесплатная доставка на дом крупногабаритных товаров, сборка и подключение на дому сложно-бытовой техники, дисконтные карты, оплата покупки пластиковыми картами, акции и сезонные распродажи, открыты центры сотовой связи, салоны красоты и ателье по пошиву одежды, отделы химчистки, фотостудии и оказываются бухгалтерские и банковские услуги, услуги туристических фирм и другие.
В области работает 183 объекта социальной направленности, которые реализуют товары по ценам на 10-15% ниже средних.
Оборот общественного питания в 2008 году вырос на 25,1% в сопоставимых ценах составил 4795,4 млрд. рублей. Сеть общественного питания увеличилась в 2008 году на 37 предприятий и насчитывает на начало 2009 года 1743 предприятия.
Наряду с развитием общедоступной сети (предприятия быстрого питания, тематические рестораны, бары, кафе), в 2008 году открылись предприятия общественного питания в торговых центрах и развлекательных комплексах: ресторан итальянской кухни на 150 посадочных мест «Фарфаллино», предприятия формата «fast-food» на 120 мест в комплексе «РусьКино», ресторан быстрого обслуживания на 240 мест в гипермаркете «Глобус» в городе Владимире.
Платные услуги.
Населению области в 2008 году оказано платных услуг на 25922,6 млн. рублей, прирост 6,7% в сопоставимых ценах (8 место в ЦФО). Структура объёма платных услуг сложилась следующим образом: 71% приходится на услуги, «обязательные» к оплате: жилищно-коммунальные (доля в общем объёме услуг составила 36,7%), услуги связи (22,7%), услуги пассажирского транспорта (11,7%).
Доля бытовых услуг в общем объёме услуг определилась в размере 12,1%. Наиболее востребованы населением следующие виды бытовых услуг: ремонт и строительство жилья (доля в объёме бытовых услуг 52,3 %), услуги парикмахерских (10,2 %), ремонт и техобслуживание транспортных средств (8,9%). Последний вид услуг в 2008 году развивался наиболее быстрыми темпами (128% к предыдущему году в сопоставимых ценах).
На рынке бытовых услуг действуют 787 организаций и 2645 индивидуальных предпринимателей, предприятия службы быта доступны для всех категорий граждан, оказывается более 30 видов бытовых услуг предприятиями различной комфортности и уровня цен.
В 2008 году открыты фабрика-химчистка «Диана» в гипермаркете «Глобус», сервисный центр «Nissan АвтоТракт Автомир Владимир» (в г. Владимире), мастерские по ремонту обуви, жилья, сложно-бытовой техники, автотранспортных средств, изготовлению мебели, швейные ателье, автостоянки, ювелирные мастерские, сауны и др.
Людям пожилого возраста в 15-ти парикмахерских города Владимира за счет средств предприятий оказываются услуги по низким тарифам (от 80 рублей), в профессиональных лицеях №7 и №49 – от 30 рублей. Городским фондом социальной поддержки населения производится выдача адресных талонов на получение бесплатных банных услуг отдельным категориям граждан (в 2008 году – 185 человек).
Несмотря на положительную динамику развития потребительского рынка в 2008 году, в конце года в условиях финансового кризиса наметилось замедление темпов роста отрасли.
В настоящее время реализуется комплекс мер по улучшению организации работы розничных рынков и ярмарок.
В целях повышения качества и культуры обслуживания населения, расширения видов оказываемых услуг и развития конкуренции на потребительском рынке в 2008 году проведёны:
- областной смотр-конкурс объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. (36 победителей конкурса награждены грамотами администрации области);
- выставка «Бизнес для потребителя»;
- VII межрегиональная выставка «Владпродэкспо».
В целях выявления проблем и реализации антикризисных мер проводятся оперативный мониторинг экономической ситуации в сфере торговли, совещания по оперативному реагированию на изменения, складывающиеся на потребительском рынке, реализуются мероприятия по улучшению финансовой устойчивости торговых организаций, совершенствованию работы с объектами потребительского рынка с целью обеспечения создания 2,5 тыс. новых рабочих мест на розничных рынках и ярмарках в случае возникновения дополнительной потребности.
Реализация этих мер позволит не только осуществить поддержку сектора торговли, малого и среднего предпринимательства сегодня, сохранить существующие рабочие места, но и обеспечить создание новых рабочих мест, а также сформировать задел для развития торговли, малого и среднего бизнеса в посткризисный период.
Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, совершенствование существующих механизмов и реализация новых направлений его государственной поддержки является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития области, определенным в Стратегии развития Владимирской области до 2027 года.
Реализация механизмов государственной поддержки в соответствии со Стратегией позволит обеспечить рост занятости, к 2027 году увеличить в 1,5 раза число малых и средних предприятий, в 1,3 раза долю МСП в валовом региональном продукте.
Автор (источник): В.М. Скорик, директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области
Несмотря на кризис спрос на квалифицированные кадры не снижается
Владимирская область, как и большинство регионов страны, сегодня стоит на пути преодоления очень серьезных проблем, связанных с обострением ситуации на рынке труда. За последние годы население области сократилось более чем на 36,5 тыс. человек (в 2006 г. - на 13,3 тыс. человек, в 2007 г. – на 12,3 тыс. человек, в 2008 г. – на 10,9 тыс. человек). Число умерших в 2008 г. превысило число родившихся на 11,5 тыс. человек ... [далее>>]
Потребительский рынок, малое и среднее предпринимательство: тенденции и перспективы развития
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), цели и принципы государственной политики по развитию МСП.
В соответствии с новым Законом основными целями государственной политики по развитию субъектов МСП в Российской Федерации являются развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов МСП, создание благоприятных условий деятельности, обеспечение конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а также в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов ... [далее>>]
Смена циклов и достижение устойчивого социально-экономического развития Владимирской области
... Устойчивое социально-экономического развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе, сбалансированное воспроизводство социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованных на его территории ... [далее>>]
Весь список статей >>
|