Бизнес и финансы

"Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам"
Жан Жак Руссо

Владимирская область


Итоги работы здравоохранения Владимирской области в 2008 году и стратегия развития отрасли на 2009-2011 годы

 

 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года определяют приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу.

Период 2009 - 2012 годов определен как первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на первом этапе определены:

1. Новое качество жизни (здоровье человека, улучшение демографической и экологической ситуации, качественное и доступное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие дошкольного образования, комплексная модернизация общего образования, комплексная модернизация высшего профессионального образования, система непрерывного профессионального образования, развитие культуры, качественное жилье, создание условий для стабильного роста доходов населения, обеспечение личной безопасности граждан, молодежная политика).

2. Динамичная инновационная экономика (обеспечение макроэкономической стабильности, формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, развитие рынка труда, развитие науки и формирование национальной инновационной системы, повышение конкурентоспособности высокотехнологичных и базовых отраслей промышленности, создание информационного общества).

3. Сбалансированное региональное развитие.

4. Эффективное государство.

Для реализации поставленных задач необходимо повышение эффективности государственного управления. В этих целях необходимо создать систему стратегического управления, ориентировать деятельность органов исполнительной власти и государственных служащих на результат, оптимизировать функции органов исполнительной власти…»

Обращает на себя внимание, что вопросы здоровья человека и организации здравоохранения являются лидирующими в перечне  направлений деятельности.

Много лет при анализе прошедшего года мы говорили о дефиците  финансирования. Впервые в 2008 году мы констатируем, что по отношению к федеральным нормативам, медицинская помощь во Владимирской области оплачена с профицитом в 3,5% в системе обязательного медицинского страхования.

Это – победа, но жизнь продолжается, и вчерашнее достижение становится нормой сегодня, а с учетом экономической ситуации, мы начинаем вспоминать проблемные годы.

 В то же время, опыт работы в 2008 году свидетельствует о существенных проблемах в таком направлении деятельности, как управление финансами. Далеко не все справлялись своевременно с этим денежным потоком (в прямом смысле слова) и еще меньше – смогли продемонстрировать,  что мероприятия направлены четко на запланированную цель.

Весь 2008 год на территории области отрабатывались все направления пилотного проекта. Мы хотели применить различные методы, влияющие на качество и доступность медицинской помощи. К примеру, чтобы снизить негативные последствия от острого инфаркта миокарда (ОИМ) мы внедрили:

1.   фондодержание в поликлинике и попытались заинтересовать участкового врача в состоянии здоровья прикрепленного населения – работал принцип, чем меньше человек ты направишь в стационар, тем больше будет твоя заработная плата, т.е. должно быть выгодно заниматься профилактическими мероприятиями;

2.   новая система оплаты труда дала возможность создать зависимость уровня оплаты труда от качества работы, т.е, если наличие осложнений в виде инфаркта миокарда отнести к критериям оценки деятельности участковых врачей, то также создается мотивация для развития профилактических мероприятий;

3.   оплата медицинской помощи по нормативу финансовых затрат, рассчитанному в соответствии с федеральным стандартом, таким образом появилась возможность приобретать необходимые медикаменты, оборудование, проводить диагностические мероприятия в полном соответствии со стандартом лечения;

4.   одноканальное финансирование в системе Обязательного медицинского страхования, что позволило при оказании медицинской помощи жителю другого муниципального образования получать т.н. полный тариф.

Настало время подвести итоги.

Справились с основными требованиями по оказанию медицинской помощи больным с ОИМ лишь специализированные кардиологические отделения, хотя первоначальные шансы были, фактически, у всех территорий.

Эффективность от реализации этих мероприятий в разных районах различна. Лучше отработали г. Владимир, Гусь-Хрустальный, Александров, Муром, Ковров, Суздаль.

В то же время, летальность от ОИМ на терапевтических койках увеличилась  с 17,8 в 2004 г. до 18,8 в 2008 г.

Выводы – медицинская помощь должна оказываться в специализированных межрайонных центрах.

Таким образом – наша дальнейшая тактика – путем проведения практики финансирования по нормативу финансовых затрат усилить мощность отдельных кардиологических отделений, используя одноканальное финансирование по всем статьям создать экономическую заинтересованность  в госпитализации пациентов из прилежащих районов, создать специализированные бригады скорой медицинской помощи и добиться  госпитализации  всех больных с острым инфарктом миокарда  исключительно в так называемые  межрайонные кардиологические центры. Это задача 2009 года.

Казалось бы – как просто и ясно создать межрайонные кардиологические центры, система оплаты создана, транспортировку можно отладить, кадры подготовить, мощность отделений пересчитать, но сразу прогнозируется подъем местнических настроений. Хотелось бы призвать руководителей думать не только об отдельно взятой больнице, даже если она своя, а думать о процессе в целом, об имеющихся тенденциях, честно оценивать свои силы, не бояться принимать непопулярное решение и не искать виновного в имеющихся проблемах на стороне.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 утверждены критерии для оценки эффективности деятельности  органов исполнительной власти субъектов РФ.

            Можно проследить, что критерии в части охраны здоровья подразделяются на:

-        показатели, отражающие состояние здоровья населения региона;

-        показатели эффективности работы  системы здравоохранения.

Анализ свидетельствует, что        все показатели, характеризующие деятельность системы здравоохранения, в целом по области имеют положительную динамику. Очень отрадны факты снижения смертности трудоспособного населения, в т.ч. от внешних причин. К сожалению сохраняется высокий уровень общей смертности населения области.

Кто-то отметит, что во многих больницах как было плохо, так и осталось, К сожалению, и это правда. Очень большое значение в процессе удовлетворенности потребности населения в медицинской помощи занимает субъективный, чисто человеческий фактор.

            В то же время, цифры говорят сами за себя.

            Можно долго рассуждать о том, что система здравоохранения «мало» влияет на эти цифры, есть экология, вредные привычки и т.д. И да, и нет.

Динамика роста младенческой смертности заставляет несколько по иному взглянуть на деятельность системы здравоохранения.

            Казалось бы устойчивая тенденция к снижению младенческой смертности. Длительная целенаправленная тактика по оснащению родовспомогательных  учреждений и подразделений необходимым оборудованием.

            Фактически, полностью решен вопрос с медикаментозным обеспечением. Во всяком случае, все лечебные учреждения направили на медикаменты средства родовых сертификатов в значительно меньших объемах, чем имели право. Куда пошли средства, «сэкономленные» от  приобретения медикаментов и оборудования – на заработную плату. Каков итог?

            Появилась возможность проведения длительных реанимационных мероприятий и, как следствие, снизился уровень мертворождаемости и одновременно появился скачок  младенческой смертности.

            Специалисты утверждают, что если ребенок рождается с экстремально низкой массой тела, то любое  перемещение его (даже с этажа на этаж)  вызывает  риск развития  внутрижелудочкового кровоизлияния с последующей гибелью младенца, следовательно, применяется тактика  проведения всех мероприятий «на месте». После издания приказа департамента здравоохранения и жесткого контроля проведения этой методики, уровень смертности среди этой группы  новорожденных снизился в 4 раза (по отношению к I кварталу 2008 года).

            Тема роста младенческой смертности во Владимирской области в 2008 году должна быть лейтмотивом целого ряда управленческих решений в большинстве муниципальных образований. Я лично расцениваю эту ситуацию как следствие серьезнейших недоработок именно системы здравоохранения на всех этапах.   

            Совсем недавно Губернатор области Н.В.Виноградов вновь приступил к своей должности на очередной срок. Это важнейшее политическое решение не осталось незамеченным и среди медицинской общественности. Хочу сказать несколько слов о том, какой путь пройден здравоохранением области за 4 года работы с нашим Губернатором.

Без доли сомнения смею утверждать, что в здравоохранении области произошли  выраженные позитивные изменения.

            По существу, мы продемонстрировали умение не только все вместе принимать, но и исполнять  грамотные и эффективные решения. Мы – это законодательная, исполнительная власть региона, органы местного самоуправления.

            Посудите сами. За 4 года мы пришли к бездефицитному финансированию бесплатной медицинской помощи. По итогам 2008 года  профицит финансирования в  системе обязательного медицинского страхования составил  3,5%. Это произошло как за счет проведения мероприятий по интенсификации лечебного процесса, так и за счет притока инвестиций.

            Впервые за последние 20 лет  за счет  областных целевых программ по развитию  специализированной медицинской помощи в 2005-7 годах более 300  млн. руб. направлено на обновление медицинского оборудования в крупных государственных учреждениях. Это позволило сотням жителей области получать высокотехнологичную медицинскую помощь, не выезжая за ее пределы.

            Область не только полностью справилась с мероприятиями приоритетного национального проекта «Здоровье», но и активно  содействовала их реализации, привлекая  региональные ресурсы. На сегодня полностью обновлен парк  санитарного автотранспорта, фондовооруженность  учреждений здравоохранения возросла в 2,5 раза, укомплектованность  первичного звена врачебными кадрами превышает 95% (рост почти на 30%).

            Именно в здравоохранении впервые внедрена новая система оплаты труда, которая четко   разделила  умеющих и желающих работать от  привыкших болтать о трудностях и получать  зарплату просто за то, что пришел на работу. На сегодня за счет  интеграции  финансовых средств, создания заинтересованности  в результате труда, повышения  хозяйственной самостоятельности руководителя, в здравоохранении области наблюдается самый высокий уровень оплаты труда среди работников  бюджетной сферы области.

            В 2007-2008 годах здравоохранение  продемонстрировало,  что при отсутствии академической и научно-исследовательской базы, может  решать серьезные  задачи  по разработке и внедрению  новых методов  управления  в отрасли, не сбавляя оборотов  по исполнению всех ранее взятых  обязательств.

Опыт работы  владимирского здравоохранения в рамках пилотного проекта, направленного на повышение качества и доступности медицинской помощи, не только внес существенный вклад  в процесс  подготовки  Концепции развития  здравоохранения Российской Федерации на среднесрочную перспективу, но и  изменил менталитет всей медицинской общественности, получил высокую оценку Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В условиях  экономического  кризиса  наши  медицинские учреждения «защищены»   так называемым одноканальным  финансированием в системе ОМС. Это перспективное направление лишь будет внедряться на территории Российской Федерации  в ближайшие годы, а мы работаем в этом режиме уже с 2007 года.

Задачи ближайшего периода -  продолжить внедрение методов по повышению качества, эффективности и доступности медицинской помощи, проводить серьезную работу по подбору  грамотных управленческих кадров, повышать хозяйственную самостоятельность медицинских организаций. Продолжить тактику концентрации специализированных видов медицинской помощи в межрайонных центрах, развивать институт врачей общей практики, совершенствовать систему мотивации медицинских работников к качественному труду. Поднять на новый уровень, фактически создать систему  сохранения здоровья здоровых, содействовать развитию предпринимательства в оказании оздоровительных услуг, активнее привлекать негосударственный сектор через механизмы государственного заказа, внедрять новые формы организации деятельности за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий.

 

Автор (источник): И.А. Одинцова,  и.о. директора здравоохранения администрации Владимирской области

 

 


Кризис разогревает фармрынок

В течение последних недель участники фармацевтического рынка наблюдают значительное удорожание лекарственных препаратов. В октябре цены в долларах увеличились на 3%, причем дорожают в основном препараты стоимостью до 150 руб. Эксперты объясняют этот процесс девальвацией рубля: более 80% лекарств на российском рынке иностранного производства и закупаются на валюту, и изменение курса доллара не могло не отразиться на ценах в российских аптеках ... [далее>>]


К оценке качества жизни населения среднего класса России

... Последние исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как «сформировавшаяся в массовом сознании обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения». В конечном счете, категорию «качество жизни» можно свести к следующим семи интегральным свойствам, составляющим среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения ... [далее>>]

Продовольствие влетит в копеечку

Рост цен на продовольствие в ближайшее десятилетие продолжится, хотя его темпы снизятся. Об этом говорится в опубликованном на прошлой неделе докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доклад о перспективах отрасли в 2008—2017 годах подготовлен в преддверии Всемирного продовольственного саммита ... [далее>>]

 


Весь список статей >>